Елена Петровна Блаватская (1831-08-12 − 1891-05-08)
Урождённая Ганн. Один из крупнейших мыслителей 19-го века, вдохновляющая своими трудами множество учёных, философов и религиозных деятелей по всему миру. Её работы переведены на многие языки и известны по всему земному шару. Актуальность её трудов сохраняется по сей день и, видимо, они будут востребованы ещё долгое время. [1]
***
Будь скромен, если хочешь достичь Мудрости.
Будь ещё скормнее, если Мудростью уже овладел.
Будь подобен океану, принимающему все потоки и реки. Могучий покой океана остается непоколебим — он не чувствует их.
Сдерживай низшее я Божественным.
Сдерживай Божественное Вечным.
Воистину велик победивший желание.
Но ещё более велик тот, в ком Божественное Я уничтожило саму мысль о желании.
Стереги свое низшее, дабы не осквернило оно высшее.
Путь к конечному освобождению — в твоем Я.
Путь этот и начинается, и кончается вне я.
- Голос безмолвия (1889)
***
Христос, или «состояние во Христе», было всегда синонимом состояния в «Махатме», то есть слияния человека с божественным в нём принципом. Так говорит также Павел (III к Ефесянам, 17): «Чтобы нашли Христа внутри себя путём знания» (не веры, как это обычно переводится. Потому что греческое слово pistis означает «знание»).
Тертуллиань объясняет во II части своей Апологии, что слово «Христианство» украдено умелой интерпретацией. Но ещё более важное доказательство в том, что слово Христос до христианского происхождения. Вероятность этого находим в известных предсказаниях эритейской сибиллы: Jesous Chreistos theou yios soter stauros. Слова, которые точно переводятся как «Иисус, Христос, бог, Сын, Спаситель, Крест».
Если читать их эзотерически, эти слова, хотя они и не связаны друг с другом ничем и не имеют для профана никакого значения, получают смысл настоящего предсказания, только оно не имеет прямого отношения к Иисусу, так как эта строфа из мистического катехизиса посвящённых. Предсказание относится к приходу Духа истины (Христа) на землю – событие, после которого наступит золотое время. Но это событие, говорим ещё раз, не имеет ничего общего с Иисусом. Эти слова учат, что необходимо пройти через распятие плоти или материи, пока мы достигнем блаженного состояния внутренней (или субъективной) теофании.
Если читать их экзотерически, эти слова представляют собой прекрасную основу, чтобы связывать с ними христианские пророчества. Только не надо забывать одного: эти слова языческие, не христианские.
Если бы нам предложили их разъяснить, то мы ответили бы: «Изучайте мифологию, так называемые «измышления» древних, и она даст вам ключ… Мифология учит нас, что Янус, сын Аполлона, «посвящённый» в мистерии, «открывает двери света» или тайной мудрости мистерий… - так что ему, как и его брату Асклепию, божественному врачу, придаётся имя Спаситель (soter).
<…> повторяем ещё раз – название Христос и история распятия человека Христа появляются не первый раз. Повсюду: в Индии, Египте, Халдее, Греции – бывали такие легенды, и все они имеют одну и ту же основу. Они все символизируют добровольную жертву Логоса, первой открытой эманации Единаго, вечно скрытого, Безграничного, Неведомого, лучи которого воплощаются в человечестве. Лучи Логоса согласились упасть в материю, поэтому их называют «упавшие». Это одна из величайших мистерий, которая может быть только слегка упомянута, но которая подробно изложена в моей «тайной науке».
- «Евангельский Эзотеризм», 1887-1888 гг.
Фильмы
-
Кто Вы, мадам Блаватская? - документальный фильм режиссера
Каринэ Диланян (Центрнаучфильм, 1991).
Ссылки
1. Цитаты Блаватской Е.П. на сайте ru.teopedia.org
2. Перечень трудов Е.П.Блаватской на сайте ru.teopedia.org