Борис Муравьев (1890–1966)

1890 - Борис Муравьев

mir-gnozis.ru - Главная / Имена / Борис Муравьев (1890–1966)

 

* * *

Судьба и труды Бориса Муравьева (1890—1966), одного из ближайших друзей и сподвижников Гурджиева и Успенского, — неизвестная страница в новейшей истории русской религиозно-философской мысли. Благодаря поразительной глубине и исчерпывающей ясности изложения метафизических, психологических и практических основ «тайного Предания» — «эзотерического христианства» — трехтомное исследование «Гнозис» не имеет равных в современной научной околоцерковной литературе как подлинно эзотерический, универсальный ключ к познанию «Бога, человека и вселенной».

Первый том — «Экзотерический цикл» — подробно очерчивает общую картину мироздания в строжайшей взаимозависимости его законов, единстве составляющих и пронизывающих его аспектов, планов, этапов проявления — от Абсолютного до атомарного, от минерального до исторического, от клеточного до духовного.

«Подлинно великие эзотерические книги выше полемики с читателем... Они распознаются по явственным изменениям в его бытии —по тому невыразимому и глубочайшему впечатлению, которое им сопутствует: встретившись с ними однажды, уже никогда не увидеть мир прежними глазами. К числу таких редких, поистене драгоценных книг я без колебаний отношу "ГНОЗИС"..»

(Ричард Смолей, ведущий эксперт-обозреватель журнала «Gnosis», Нью-Йорк, 1993)

 

гнозис муравьева

 

Из биографии

Борис Муравьев с юных лет интересовался эзотерической традицией восточного православия. Этот интерес нашел свое первое руководство в некоторых указаниях, оставленных его двоюродным дедом Андреем Муравьевым (умер в 1874 году), который был основателем скита в Святом Павле, одном из великих православных монастырей на Афоне. Андрей проводил исследования в Египте, Армении, Курдистане и даже в Персии, обнаруживая следы этой традиции и рукописи первых веков нашей эры.

К концу 1920 года Борис Муравьев уехал из России в Константинополь, затем в Болгарию, где оставался до 1924 года.

В Константинополе (1920–21) Борис Муравьев присутствовал на публичных конференциях, которые проводил Петр Демьянович Успенский. Именно там последний познакомил Бориса Муравьева с Жоржем Ивановичем Гурджиевым, с которым впоследствии должны были состояться несколько контактов в Фонтенбло и Париже. На протяжении многих лет Борис Муравьев и П.Д. Успенский, связанные дружбой, основанной на сходстве тем их исследований, должны были глубже вникать в свои работы и, следовательно, обсуждать их, особенно с точки зрения опасностей, связанных с фрагментарностью. произведений последнего. Такие обсуждения имели место во время их встреч в Париже и Лондоне; последний из которых произошел в 1937 году под Лондоном.

 

Проблема нового человека

Образ этого мира проходит. Все меняется. На наших глазах эти изменения подрывают сами основы старого порядка. Технический прогресс идет в ритме, который становится все более и более ускоренным, и никто не сможет его остановить или замедлить. Квази неограниченные новые источники энергии и автоматизация промышленного производства полностью изменяют аспект жизни и человеческого общества. 

В таком случае не будет безрассудством сказать, что в недалеком будущем «борьба за существование» - этот великий регулятор человеческой жизни - перейдет в область исторических сувениров. Самим фактом своего рождения человек будет наделен всем, что ему нужно для жизни. Роскошь будет бесплатной.

Такая перспектива может радовать; но в равной степени это может быть пугающим. Апостол Святой Петр в своем откровенном видении ухватился за эту последнюю ветвь альтернативы. Он говорит, что наступит роковой день и ...

(в тот день) небеса исчезнут с громким шумом, и элементы растворятся в огне, и земля и дела, которые на ней, будут сожжены. 

Сегодня мы лучше понимаем глубокий смысл этого предупреждения, поскольку опасность вышла из неопределенной области «пророчеств» и обрела жгучую реальность. И в результате перед нами встает целый ряд серьезных и неотложных проблем. От их случайного или неслучайного решения будет зависеть судьба пророчества Святого Петра.

 

* * *

На эти вопросы нельзя ответить иначе, как с помощью гипотез, основанных на аналогиях с аналогичной ситуацией, уже известной истории. Последний великий поворотный момент в истории Европы, аналогичный тому, с которым мы имеем дело, - это переход от средневековья к современной истории. Этот отрывок , который был проведен в течение XIV - го  - XVII - го  века, открытая, с XVIII - го , страницы современной истории. Для нашего исследования поучительно быстро изучить процесс замены старой средневековой элиты новой элитой.

Человек средневековой элиты был Рыцарем. Какой у него имидж? Каковы его основные характеристики?

Рыцарство сформировало дворянство, правящий класс той эпохи, где деньги еще не сдерживали бразды правления общественной и частной жизнью. Тогда быть благородным означало быть незаинтересованным. И не зря. Дворянин того времени отличался своей физической, мускульной силой. Рыцарь должен был быть высоким, сильным, способным носить доспехи и владеть тяжелыми копьями и мечами. В противном случае он не мог быть частью ведущего класса. Отклонения и злоупотребления отделены друг от друга, рыцарь, чья физическая сила и мощь оружия сделали хозяином его свиту, в свою очередь, подчинялся приказам церкви. Он должен был быть защитником слабых и угнетенных и регулировать общественную жизнь, основанную на работе крестьянства и ремесленничества. С интеллектуальной точки зрения, рыцарский тип высокого средневековья был совсем не блестящим. Часто, великие лорды не умели ни читать, ни писать. Их уровень не превышал уровня чемпионов по боксу наших дней. А турниры того времени, которые вызывают спички, служили проверкой способностей для представителей элиты. Они предались дворам государей и на глазах у дам. Население совершенно не интересовалось.

С наступлением эпохи Возрождения, секуляризовавшей умы, средневековый идеал рыцаря угас, а затем стал объектом насмешек со стороны людей новой формирующейся элиты. «Дон Кихот» Мигеля Сервантеса дал ему  удачный ход . Растущая сила интеллекта заняла место физической, мускульной силы в социальной иерархии. Уверенный в себе, в своем превосходстве по отношению к предыдущему психическому типу, новый человек открыл для себя новые сектора в полях деятельности, открытых для людей. Исследование природы, всевозможные расчеты, ценность  преимущества ,  выгодыпрезираемые ранее, наконец, новые представления о роскоши и комфорте - такими стали новые категории, признанные в шкале ценностей. И деньги, обращение с которыми было религиозно запрещено рыцарю в соответствии с заповедями святого Фомы Аквинского, незаметно мало-помалу стали основной целью деятельности. Прежде чем защищать общее дело - священный рыцарский долг, - новый человек встал на защиту собственных  интересов .

Старый режим рухнул. Физическая сила уступила место интеллектуальной силе. А поскольку интеллектуал по самой своей природе агностик, Религия, эта высшая сила прежних времен, уступила свое место Науке.

Победа последнего была не из легких. В светском соревновании религия стремилась защитить свои старые доминирующие позиции. Только, и это оказалось фатальным, он сделал это старыми способами, то есть физической силой: с рыцарским мечом, ослабевшим с появлением огнестрельного оружия, он ассоциировал огонь инквизиции. Поступая так, он истощил саму основу своего  смысла существования . Это внутреннее противоречие вызвало бунт  разума , кульминацией которого стала Реформа. Разум оказался на первом месте по всем пунктам. И в новом обществе Вольтер, вместо того чтобы сгореть на костре, как Джордано Бруно за два столетия до этого (1600 г.), был вознесен на вершину почестей. Университеты и колледжи, уже созданные под защитой Церкви, стали цитаделями мирской науки и свободного мышления.

Победа интеллекта была одержана новой элитой, которая составляла новый ведущий класс, прежде всего благодаря ее способности  рассчитывать  и ценить материальные ценности. Логически после этого Энциклопедия подтолкнула новый мир к революции: крупная буржуазия и интеллектуалы заняли место дворянства. Таков был освящение длительного исторического процесса формирования новой элиты.

Достигнув вершины могущества, новый человек, исследователь и калькулятор, в свою очередь, подтолкнул жизнь к промышленной революции, призвав еще раз изменить лицо мира. Но ведь наука, создавая чудеса в области средств, не совсем указала на адекватные возможности контроля над этими средствами. Он обещает бесплатную роскошь, но он не создал и даже не наметил новую организацию для человеческого общества, освобожденного от необходимости «добывать свой хлеб в поте лица».

Человек науки, интеллектуал, создал машину. Но машина оказалась сильнее его. Он больше не может его остановить или замедлить. И вчерашняя ведущая элита видит себя превзойденной сегодня, будучи бессильной взять на себя ответственность за власть в будущем мире. Соответственно, напрашивается формирование новой ведущей элиты.

  • Из курса О эзотерической традиции в восточном православии (октября 26-го, первый урок зимнего семестра 1956/57 в Женевском университете)

Адрес:
mir-gnozis.ru |
сайт о духовном пути
Яндекс.Метрика ; Рейтинг@Mail.ru