mir-gnozis.ru - Главная / Имена / Чжуан-Цзы (IV–III вв. до н. э.)
«Чжуан-цзы»
* * *
Действительно ли столь неразумна жизнь человека? Только ли я неразумен? Есть ли среди людей и разумные? Ведь учат, следуя сложившимся взглядам, у кого же нет [такого] наставника? Вряд ли [они] углубляют знания. Есть и такие, которые сами выбирают [себе] взгляды, среди них — и глупцы. Человек с еще не созревшими взглядами, утверждающий, [что] истинно, [а что] ложно, уподобляется тому, кто, отправившись сегодня в Юэ, утверждает, что пришел в Юэ вчера. Это означает выдавать несуществующее за существующее. А как сделать несуществующее существующим, не знал даже священный Молодой Дракон, откуда же [знать] мне.
- Мудрецы Китая / перевод Л.Д. Позднеевой (1967)
* * *
Поэтому у мудрого есть где странствовать. /Для него/ знания - это зло, клятвенные союзы - клей, добродетель - /средство/ приобретения, предметы ремесла - товар. Мудрый не строит планов, зачем ему знания? Не рубит, зачем ему клей? Не утрачивает, зачем ему добродетель? Не торгует, зачем ему товар? /Вместо/ всего этого его кормит природа. Природа кормит естественной пищей. Поскольку пищу он получает от природы - зачем ему людское? Тело у него человеческое, /но он/ не знает человеческих страстей. Телом - человек, поэтому и живет среди людей, не страдая человеческими страстями, не принимая ни хвалы, ни хулы. В незначительном, в малом он - человек. Высокий, величественный, /он/ в одиночестве совершенствует в себе природное.
- Мудрецы Китая / перевод Л.Д. Позднеевой (1967)
* * *
Творящий благо* /*имя/ спросил Чжуанцзы:
- Бывают ли люди без страстей?
- Бывают, - ответил Чжуанцзы.
- Как можно назвать человеком человека без страстей?
- Почему же не назвать его человеком, /если/ путь* /*=дао/ дал такой облик, а природа сформировало такое тело?
- Если называется человеком, как он может быть без страстей?
- Это не то, что я называю страстями. Я называю бесстрастным такого человека, который не губит своё тело любовью и ненавистью; такого, который всегда следует естественному, не добавляет к жизни /искусственного/.
- /Если/ не добавлять к жизни /искусственного/, - возразил Творящий благо, - как поддерживать существование тела?
- Путь дал /человеку/ такой облик, природа сформировало такое тело, - повторил Чжуанцзы. - А ты относишься к своему разуму как к внешнему, напрасно расходуешь свой эфир.: поёшь, прислоняясь к дереву; спишь, опираясь на столик. Природа избрала /для/ тебя тело, а ты споришь о том, что такое твердое и белое.
- Мудрецы Китая / перевод Л.Д. Позднеевой (1967)
* * *
Чем сильнее страсти в человеке, тем меньше в нём /проявляется/ естественное начало.
- Мудрецы Китая / перевод Л.Д. Позднеевой (1967)