О нём
Эзоп (Aisopos) (+ ок. 550? до н.э.), древнегреческий баснописец 6 в. до н. э. По преданию, Эзоп был фригийцем, вольноотпущенником, служил при дворе лидийского царя Креза и погиб насильств. смертью в Дельфах. Биографич. сведения о нём легендарны. Ему приписывались сюжеты почти всех известных в античности басен. Краткие записи их собираются с 4-3 вв. до н. э., в многочисл. поздних рукописях (10-15 вв.) сохранилось св. 300 басен с краткими "моралями". Идейная концепция эзоповской басни скептична и пессимистична; персонажи (гл. обр. животные) откровенно условны; повествование сжато и прямолинейно; язык прост и близок к разговорному. Сюжеты Э. составили осн. фонд сюжетов европ. лит. басни от Федра и Бабрия до Ж. Лафонтена и И. А. Крылова. [1]
«Эзопов язык»
Эзопов язык (по имени полулегендарного греческого баснописца Эзопа) – фразеологический оборот, который обозначает иносказание или тайнопись, образно опосредованный язык, изобилующий недомолвками и намеренно шифрующий основную мысль автора, который высказывает свои идеи не напрямую, а посредством намёков, аллегорий или образов. Подобно обходному манёвру, эзопов язык прибегает к целой системе «обманных средств», таких как аллегория, развёрнутая метафора, ирония, перифраз, аллюзия, маскируя главную мишень сатиры под животных, бытовые предметы и прочие басенные «персонажи». [5]
Высказывания, приписываемые Эзопу
- Истинный друг познается в несчастье.
- Каждому человеку дано своё дело и каждому делу – своё время.
- Если человек берётся за два дела, прямо противоположных друг другу, одно из них непременно не удастся ему.
- Кто хвастается перед тем, кто его знает, заслуженно поднимает себя на смех.
- Если кому-нибудь везет, не завидуй ему, а порадуйся с ним вместе, и его удача будет твоей; а кто завидует, то себе же делает хуже.
- Не стыдись учиться в зрелом возрасте: лучше научиться поздно, чем никогда.
- Истинное сокровище для людей – умение трудиться.
- Благодарность – признак благородства души.
- Говорят, что Хилон спросил Эзопа: «Чем занят Зевс?» Эзоп ответил: «Делает высокое низким, а низкое высоким».
- Нет ничего столь совершенного, чтобы быть свободным от всяких упреков.
- Даже страх смягчается привычкой.
- Осла и в львиной шкуре по крику узнаешь.
Жизнеописание Эзопа
«Жизнеописание Эзопа» - анонимный позднеантичный роман на греческом языке сохранился в нескольких редакциях: древнейшие его фрагменты на папирусе датируются II веком н.э. Эзоп выступает как мудрец и шутник, дурачащий царей и своего хозяина – глупого философа. Образ уродливого, мудрого и хитрого «фригийского раба» в готовом виде достаётся новоевропейской традиции.
Был ли Эзоп исторической личностью – сказать невозможно. Впервые его упоминает Геродот, который сообщает (II, 134), что Эзоп был рабом некоего Иадмона с острова Самос, потом был отпущен на волю, жил во времена египетского царя Амасиса (570–526 годы до н. э.,) и был убит дельфийцами; за его гибель Дельфы заплатили выкуп. Древность не сомневалась в историчности Эзопа. [6]
- Эзоп и священники. Фрэнсис Барлоу (Francis Barlow, 1687)
Басни Эзопа
Эзоп (Эсоп) (VI век до н.э.). О его жизни известно немного: ведь он был рабом. Даже век, когда он жил, определяется приблизительно. По-видимому, служил он у хозяина во Фригии (Малая Азия), затем был отпущен на свободу. Некоторое время вроде бы находился при дворе лидийского Царя Креза, а позже попал в Дельфы, был обвинен жрецами в святотатстве и сброшен со скалы. Насколько верна такая версия, трудно сказать. Так или иначе, Эзоп не только сочинял, но и собирал народные поучительные и остроумные истории – басни. Вот одна из них: Умирая, позвал крестьянин своих сыновей и говорит: «Дети мои, в нашем винограднике вы найдете все, что я имел». После его смерти сыновья перерыли весь виноградник в поисках сокровищ. Клад они не нашли, зато хорошо вскопанная почва дала обильный урожай винограда. Ведь истинное сокровище – умение и желание трудиться. [3]
Бедняк
У бедняка была деревянная статуя бога. «Сделай меня богатым», – молился он ей, но молитвы его оставались напрасны, и он сделался еще беднее. Зло взяло его. Схватил он божка за ногу и ударил об стенку головой. Вдребезги разлетелась фигурка и из нее высыпалась горсть червонцев. Собрал их счастливец и говорит: «Низок же и глуп ты, по моему мнению: почитал я тебя – ты не помог мне, хлопнул об угол — послал великое счастье». Кто обращается с негодяем ласково – остается в убытке, кто поступает с ним грубо — в барыше. Но в данном случае не менее уместна мораль, содержащаяся в старой русской пословице: «На Бога надейся, да сам не плошай».
Голубь, который хотел пить
Голубь, измученный жаждой, увидел картину, изображавшую чашу с водой, и подумал, что она настоящая. Он бросился к ней с громким шумом, но неожиданно наткнулся на доску и разбился: крылья его переломались, и он упал на землю, где и стал добычею первого встречного. Так иные люди в порыве страсти берутся за дело опрометчиво и сами себя губят.
Гермес и Земля
Зевс сотворил мужчину и женщину и призвал Гермеса отвести их на землю и показать, где им ее пахать, чтобы вырастить хлеб. Гермес исполнил приказание. Земля сначала противилась, но потом, когда Гермес сказал, что таков приказ Зевса, уступила понужденно и сказала: "Пусть пашут, сколько угодно им: но с плачем и стоном они отдадут, что взяли". Басня относится к тем, кто с легким сердцем берет деньги в долг и с печалью их возвращает.