Франциск Ассизский (ок. 1181–1226)

Франциск Ассизский

франциск 1

  • Св. Франциск Ассизский отдает свою одежду нищему. Фрагмент фрески работы Джотто (церковь св. Франциска в Ассизи, Италия).

 

Молитва Святого Франциска Ассизского

Господи, сделай меня орудием Твоего мира.
Там, где ненависть, дай мне сеять любовь;
Там, где обида — прощение;
Там, где сомнение — веру;
Там, где отчаяние — надежду;
Там, где тьма — свет;
И там, где печаль — радость.

О, небесный Владыка, даруй мне не столь стремиться
Быть утешенным, как утешать,
Быть понятым, как понимать,
Быть любимым, как любить.

Ибо в даянии мы приобретаем,
В прощении нам прощается
И в умирании мы рождаемся к вечной жизни.

 

Об истинной и совершенной радости

Тот же брат Леонард сообщает там же, что однажды святой Франциск позвал к себе брата Лео, будучи в [церкви] Св. Марии и сказал ему: "Брат Лео, пиши!"
Тот ответил: "Да, я готов."
"Пиши", сказал он, "что есть истинная радость:

Приходит посланец из Парижа и говорит, что все профессоры Парижа присоединились к ордену. Пиши: не истинная радость! Подобно сему, что все прелаты по ту сторону Альп, архиепископы и епископы, кроме того король Франции и король Англии присоединились к ордену. Пиши: не истинная радость! Далее, что мои братья отправились к неверным и обратили их всех в веру; далее, что я имею столь большую благодать перед Богом, что могу исцелять больных и совершать многие чудеса. Говорю тебе, что во всём этом нет истинной радости.

Что же есть истинная радость? Возвращаюсь я назад из Перуджии, и глубокой ночью прихожу сюда, и на дворе зима, жидкая грязь и столь холодно, что на краях моей рясы образуются комья ледяной замёрзшей воды, и постоянно бьют меня по ногам, так что они покрываются ранами, из которых течёт кровь. И вот, весь грязный и простуженный и обледеневший, подхожу я к воротам, и после долгого стука и зова приходит некоторый брат и спрашивает: "Кто тут?"
Я отвечаю: "Брат Франциск!"
И он говорит: "Проваливай! Это неподходящее время, чтобы шататься кругом. Ты сюда не войдёшь!"
И когда я ещё раз настаиваю на этом, он отвечает: "Проваливай! Ты простофиля и дурак. Отныне ты больше не войдёшь к нам. Здесь нас так много хороших людей, что такие, как ты, нам не нужны."
И я снова стою у ворот и говорю: "Ради любви Божьей, примите меня хотя бы на эту одну ночь!"
И он отвечает: "Нет! Иди к стану крестоносцев и проси там, чтобы тебя впустили!"

Говорю тебе, что если в тот момент я буду иметь терпение и не вспыхну от раздражения, то в этом состоит истинная радость и истинная добродетель и спасение души".

 

Завещание 

1. Вот как Господь дал мне, брату Франциску, начать жизнь покаяния: когда я был во грехах, казалось мне очень горьким видеть прокажённых.
2. И Господь Сам ввёл меня в их среду, и я оказал им милость.
3. И когда я пошёл от них, превратилось мне то, что казалось раньше горьким, в сладость души и тела. И после этого помедлил я некоторое время и покинул мир.
4. И Господь дал мне в церквах такую веру, что я в простоте молился так и говорил:
5. «Мы поклоняемся Тебе, Господь Иисус Христос, — также во всех Твоих церквах, которые по всему миру, — и восхваляем Тебя, потому что Ты посредством Твоего святого креста искупил мир».
6. После этого дал и даёт мне Господь такое великое доверие к священникам, которые живут по уставам святой Римской церкви, из-за их посвящения, что я, если бы стали они меня преследовать, желал бы искать у них же убежища.
7. И если бы я имел столь великую мудрость, как имел Соломон, и нашёл бы самых убогих священников в мире — в тех приходах, где они пребывают, не желаю проповедовать против их воли.
8. И желаю их, и всех других, бояться, любить и чтить, как моих господ.
9. И я не желаю видеть в них грех, потому что различаю в них Сына Божия и они мои господа.
10. И потому я делаю это, что не вижу в этом мире вещественно ничего Его, высочайшего Сына Божия, кроме Его святейшего Тела и Его святейшей Крови, которые они принимают и они одни подают другим.
11. И желаю я, чтобы эти святейшие тайны ценились выше всего, почитались и хранились в драгоценных местах.
12. Святейшие имена и Его написанные слова желаю я, где бы ни нашёл их в неподходящих местах, подбирать и прошу, чтобы они были подбираемы и полагаемы в благопристойное место [и вами].
13. И всех богословов и передающих святейшие слова Божьи, должны мы высоко ценить и чтить как тех, которые передают нам дух и жизнь.
14. И после того, как Господь дал мне братьев, никто не показывал мне, что мне надлежит делать, но Всевышний Сам открыл мне, что я должен жить по образу святого Евангелия.
15. И я поручил записал это немногими словами и в простоте, и господин Папа подтвердил мне это.
16. И те, которые пришли принять [эту] жизнь, отдали всё, чем обладали, бедным. И были довольны одним одеянием, залатанным изнутри и снаружи, с верёвкой [для опоясания] и штанами.
17. И большего не желали мы иметь.
18. Службу исполняли мы, клирики, как прочие клирики, не имевшие сана произносили «Отце наш». И очень любили мы пребывать в церквах.
19. И мы были необразованны и всем подчинены.
20. И я работал своими руками и желаю работать; и это моя твёрдая воля, чтобы все прочие братья занимались порядочным ручным трудом.
21. Те, которые этого не могут, пусть этому учатся, не из-за стремление получать плату за работу, а для того, чтобы подавать пример и изгонять праздность.
22. И если однажды не дадут нам плату за труд, то прибегнем к столу Господа и станем просить милостыню от двери к двери.
23. Как приветствие, так открыл мне Господь, надлежит нам говорить: «Господь да даст тебе мир!»
24. Да опасаются братья принять церкви, бедные жилища и всё, что построено для них, если они не соответствуют святой Бедности, которую мы обещали в Уставе [ордена]; и должны они обретать там приют только как странники и пришельцы.
25. Я строго приказываю, в послушании, всем братьям, где бы они ни находились, не осмелиться испрашивать какого-либо письма у Римской курии, ни самим, ни через посредника, ни для церкви, ни ещё для какого-то места, ни под предлогом проповеди, ни из-за физического преследования;
26. но отовсюду, где не будут приняты, должны бежать в другую землю, чтобы с Божьим благословением совершать покаяние.
27. И твёрдо желаю я повиноваться генеральному министру этого братства или тому настоятелю, которого он мне даст по своему усмотрению.
28. И я желаю так быть пленённым в его руках, чтобы не мог пойти или действовать против послушания и его воли, потому что он мой господин.
29. И хотя я прост и болен, всё же желаю я всегда иметь клерика, который совершил бы со мной службу, как предписано в Уставе.
30. И все другие братья обязуются, так же повиноваться своим настоятелям и совершать службу согласно Уставу.
31. И если найдутся такие, которые не совершают службу согласно Уставу и хотят изменить его каким-то иным образом, или не являются католиками — все братья, где бы они ни были, обязаны в послушании показать такого [человека], где бы они ни обнаружили его, ближайшему кустоду того места, где он был обнаружен.
32. И кустод да будет строго обязан, в послушании, зорко стеречь его днём и ночью, как пленника, так чтобы он не мог быть отнят из его рук, пока собственною персоной не передаст его рукам своего министра.
33. И министр да будет строго обязан, в послушании, послать его с такими братьями, которые днём и ночью стерегли бы его, как пленника, пока не приведут его перед господина Остии, который господин, хранитель и улучшитель всего братства.
34. И братьям не следует говорить: «Вот, это другой Устав»; потому что это напоминание, увещевание, ободрение и моё завещание, которое я, наименьший брат Франциск, оставляю вам, моим благословенным братьям, по той причине, чтобы мы лучше по-католически соблюдали Устав, который мы обещали Господу.
35. И генеральный министр, и все прочие министры и кустоды да будут, в послушании, обязаны не прибавлять ничего к этим словам и не убавлять [от них].
36. И всегда пусть имеют это писание при себе наряду с Уставом.
37. И на всех капитулах, которые они собирают, должны они читать и эти слова, когда читают Устав.
38. И всем моим братьям, клерикам и не имеющим сана, строго приказываю я, в послушании, чтобы они не прибавляли никаких разъяснений к Уставу, равно как и к этим словам, говоря: «Так следует их понимать».
39. Но как дал мне их Господь, просто и чисто сказать и записать Устав и эти слова, так и вам должно понимать их просто и без разъяснений, и со святым действием соблюдать до конца.
40. И кто всегда соблюдает это, да будет на Небесах исполнен благословением Всевышнего Отца и да будет на земле исполнен благословения возлюбленного Сына в сообществе со Святейшим Духом, Утешителем, и всеми силами Небес, и всеми святыми.
41. И я, наименьший брат Франциск, ваш слуга, подтверждаю вам, сколько могу, внутри и снаружи это святейшее благословение.

 

О нём


Франциск Ассизский (St. Francis from Assisi) (настоящее имя - Джованни Бернардони) (1182-1226) - итальянский монах, основатель названного его именем нищенствующего Францисканского ордена. Причислен к лику святых папой Григорием IX в 1228. Ф.А. своей деятельностью обусловил наступление нетрадиционного этапа в эволюции монашества Западной Европы. Проповедник-миссионер Францисканского ордена был призван сеять среди людей идеи покаяния и мира. Отрекаясь от мира лишь внутренне (в отличие от прежних монахов-отшельников), францисканец не имел морального права самоустраняться от земных проблем. Происходя из весьма знатной и зажиточной семьи, Ф.А. посвятил жизнь проповедничеству и добрым делам.

  • Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998.

 

ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ (Franciscus Assisiensis) (1182 — 3 октября 1226) — христианский проповедник, основатель ордена францисканцев, или миноритов (меньших братьев). Сын торговца тканями из Ассизи (Италия), систематического образования не получил. В 1206 оставил семью и стал нищенствовать, а через некоторое время осознал необходимость жить в соответствии с Евангелием. Его примеру последовали ученики, из которых он в 1210 образовал орден. Хотя Франциск не создал разработанной философской системы, его личность и деятельность оказали большое влияние на средневековое мировоззрение, и в частности на философию; 

  • Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 273-274.

 

«И на руках его, и на ногах начали проступать следы словно от гвоздей… Казалось, что и руки его, и стопы в самой середине были насквозь пронзены гвоздями, так что след от шляпки гвоздя показался на внутренней стороне рук и на внешней стороне стоп, а острие словно вышло с обратной стороны, поскольку след от шляпки гвоздя был чёрным и округлым, а от острия — вытянутым и вывороченным, как если бы в этом месте натянулась, поднялась и прорвалась плоть, а вокруг плоть отступила и впала.

На правом его боку, словно пробитый копьем, вздулся багровый рубец, из которого с тех пор часто сочилась святая кровь, орошая тунику его и штаны»

  • Большая легенда Святого Бонавентуры в сборнике документов «Истоки францисканства». Ассизи. 1986. С.640

 

«В том же году [1222 г.] в день Успения Богородицы, когда я учился в Болонье, я видел святого Франциска, проповедующего на площади перед общественным дворцом, куда собрался почти весь город. Темой его беседы были ангелы, люди, демоны. Он так хорошо и понятно проповедовал об этих трех видах разумных духов, что многие присутствовавшие учёные люди были немало удивлены речью профана; сам же он оставался в образе не проповедника, а, так сказать, оратора в народном собрании. Ведь вся суть его слов была направлена на искоренение вражды и на восстановление мирных отношений. Одежда его была грязной, внешность его вызывала презрение, лицо некрасиво. Однако Бог сообщил его словам такую действенную силу, что многие знатные роды, между которыми бушевала чудовищная буря застарелой вражды, обильно политая кровью, пришли к примирению. Его так почитали и благоговели перед ним, что мужчины и женщины толпами устремлялись к нему, стараясь хотя бы прикоснуться к его лохмотьям или обрести хоть маленький их клочок».

  • Фома Сплитский. История архиепископов Салоны и Сплита / Пер. О. А. Акимовой. — М.: Индрик, 1997. — С. 78.

 

Фильмы о жизни святого


  • «Франциск» (1989) режиссёра Лилианы Кавани; в роли святого Микки Рурк.

 

Адрес:
«Человек. Мир. Гнозис»
сайт о духовном Пути
mir-gnozis.ru
Яндекс.Метрика ; Рейтинг@Mail.ru Счетчик ИКС