Гермес Трисмегист («триждывеличайший») - имя божества, сочетающего в себе черты древнеегипетского бога мудрости и письма Тота и древнегреческого бога Гермеса. В герметической традиции - пророк, автор учения, излагаемого в известных под его именем книгах и отдельных отрывках (герметический корпус). В христианской традиции - один из пророков, предвестивших явление спасителя. [1]
Из Герметической хронологии:
- Подробнее см. в разделе сайта - Герметическая Хронология
- Мозаика на полу кафедрального собора Сиены, 1480-е годы
«Египетский Первоначальный Гнозис»
Из книги «Египетский Первоначальный Гнозис и его Зов в вечном настоящем, провозглашенный и заново объясненный на основании «Изумрудной Скрижали» и «Герметического свода» Гермеса Трисмегиста Яном ван Рэйкенборгом»:
Это древнее свидетельство возвещает об истине, которая должна быть познана на опыте, которая лишена малейшей капли умозрительности, – истине всеобъемлющей, цельной, то есть предназначенной для всего человечества. Изумрудная Скрижаль заключает в себе эту троичную, полную и неопровержимую истину.
Далее в ней повествуется: То, что внизу, подобно тому, что вверху, а то, что вверху, подобно тому, что внизу, дабы осуществились чудеса Единого. Так все вещи произошли от Единого, через его посредничество; так все они произошли от единой сущности через распространение.
В этих строках вы, конечно же, узнаете известную герметическую аксиому: «Как вверху, так и внизу». Над этой аксиомой стоит задуматься, ибо при поверхностном взгляде кажется, будто здесь скрыта ошибка. Невозможно отстаивать представление, что область истинного Света с его славой и божественностью проецируется в мир диалектики так, словно диалектика служит его подтверждением. Наоборот, существует значительное несоответствие между гностическим «верхом» и «низом» природы смерти.
Рассмотрение этой герметической аксиомы должно полностью отличаться от подхода диалектического человека. Вина за неправильное её истолкование лежит, в первую очередь, на оккультистах: это они пытаются с помощью герметической философии оправдать свои эгоцентричные устремления. Стремясь к воцарению «Я», оккультист воображает, будто он следует путем Бога, дабы сделать «так и внизу» равным «как вверху», что, естественно, невозможно. Основываясь на том, что в Изумрудной Скрижали содержится совершенная мудрость, мы посредством упомянутой герметической аксиомы обнаруживаем существование серьезного конфликта во Вселенском Откровении. Нет, то, что «внизу», не равно тому, что «вверху»! Великая сила Изумрудной Скрижали разворачивает перед нами этот грандиозный конфликт во Вселенском Откровении не только для того, чтобы сделать на нем акцент. Древняя мудрость подчеркивает другое: этот конфликт можно устранить на уровне всего мира и человечества. Более того, он должен быть устранен. В этой герметической аксиоме заложена великая миссия Изумрудной Скрижали.
Все, что существует во Вселенском Откровении, было когда-то создано властью Бога. И все, что ныне находится там в повреждённом состоянии, может либо продолжать сопротивляться Его власти и в конце концов исчезнуть, либо вновь вернуться в изначальное состояние. Иными словами, возможна трансфигурация, совершаемая опять-таки властью Бога.
Герметическая аксиома излагает великую тайну спасения как научную формулу, как неопровержимую истину: если вы соединитесь с чудесной силой духа Любви, с Пэмандром (это имя означает «пастырь», или «проводник человека»), тогда низшее обязательно вновь станет равным высшему. Вот почему далее в Изумрудной Скрижали сказано: Отец её – Солнце, мать её – Луна, ветер носил её во чреве своём, Земля была её кормилицей. Эта сущность – отец всего, что в целом мире приносит удачу и отвращает зло; она вездесуща. И внутри Земли сила её остается цельной.
Эта краткая формула – просто чудо ясности смысла. Ее автор говорит: «Будьте внимательны, поскольку существует два Отца – Отец природной сферы и Отец сферы Духа. Природная сфера должна создаваться и поддерживаться сферой Духа». [3]
-
Генрих Ханрат. Образное изображение "Изумрудной скрижали" в 1606 году.
ИЗУМРУДНАЯ СКРИЖАЛЬ
Это истинно! Это справедливо! Это – вся истина!
То, что внизу, подобно тому, что вверху, а то, что вверху, подобно тому, что внизу, дабы осуществились чудеса Единого.
Так все вещи произошли от Единого, через его посредничество; так все они произошли от единой сущности через распространение.
Отец ее – Солнце, мать ее – Луна, ветер носил ее во чреве своем, Земля была ее кормилицей.
Эта сущность – отец всего, что в целом мире приносит удачу и отвращает зло; она вездесуща.
И внутри Земли сила ее остается цельной.
Отделяй же с нежностью, с великим пониманием и мудростью землю от огня, а тонкое – от грубого, плотного и густого.
Сущность эта восходит с Земли на небо и вновь нисходит на Землю; она вбирает в себя всю силу, которая вверху и которая внизу.
Так ты обретешь славу всего мира, и потому всякая тьма отойдет от тебя.
Эта сущность – могущественная Сила всех Сил, ибо она победит все тонкое и проникнет во все плотное.
Так был сотворен мир.
Из него тем же способом возникнут удивительные творения.
Поэтому я назван Трижды Величайшим Гермесом, ибо я владею тремя частями вселенского учения Мудрости.
Довольно того, что я сказал о приготовлении Золота и о работе духовного Солнца. [3]
- «Макрокосм и микрокосм». Раскрашенная гравюра М. Мериана из книги «Basilica Philosophica» (1618)