mir-gnozis.ru - Главная / Имена / Гностик Валентин (II в.)
О нём
Самым значительным учителем-гностиком был, вне всякого сомнения, Валентин, один из величайших богословов и мистиков своего времени. Родившийся в Египте и получивший образование в Александрии, он учительствовал в Риме между 135 и 160 гг. Но из-за того, что ему не удалось получить епископский сан, он порвал с Церковью и покинул Город. Разрабатывая свою грандиозную систему, Валентин ставит перед собой цель объяснить существование зла и падение души не с точки зрения дуализма – т.е. вмешательством антибога, – но как драму, произошедшую внутри самого божества. Невозможно вкратце передать блестящий и смелый валентинианский синтез. Но краткий пересказ, тем не менее, имеет свои преимущества: можно опустить длинные генеалогии, "эманации" и "проекции", приводимые с натянутой монотонностью, дабы указать на корни и объяснить природу драматического события, затронувшего все реальности, – космические, жизненные, душевные и духовные. [1]
***
Согласно учению Валентина, Отец, абсолютный и трансцендентный первопринцип, невидим и непостижим. Он сочетается со своей супругой, Мыслью (Ennoia), и порождает 15 пар эонов, в целокупности составляющих Плерому. Последний из эонов, София, ослепленная желанием познать Отца, вызывает кризис, в результате чего рождаются зло и страсти. Изгнанная из Плеромы, София и ее уродливые творения порождают низшую мудрость. В горнем мире сотворяется новая пара, Христос и его женская половина, Святой Дух. Наконец, восстановленная в своем изначальном совершенстве, Плерома порождает Спасителя, также названного Иисусом. Нисходя в дольние миры, Спаситель создает "невидимую материю" с гилическими (материальными) элементами, про исходящими из низшей Мудрости, а из душевных элементов он создает Демиурга, т.е. Бога Бытия. Последний не знает о существовании горнего мира и считает себя единственным Богом. Он творит материальный мир и соделывает, одушевляя их своим дыханием, две категории людей, "гилических" (вещественных) и "психических". Но духовные элементы, происходящие из высшей Sophia, вводят себя в дыхание Демиурга без его ведома и порождают род "пневматиков". Для того, чтобы спасти эти духовные частицы, ставшие пленницами материи, Христос спускается на землю и, не воплощаясь в собственном смысле этого слова, открывает освободительное знание. Так, пробужденные гнозисом, пневматики, и только они, возносятся к Богу. [1]
***
Как отмечает Ханс Йонас, в системе Валентина материя обладает духовным происхождением и объясняется божественной историей. Материя, по сути, является неким состоянием или "страстью" абсолютного Существа, а в более точном смысле – "застывшей внешней экспрессией" этого состояния. Неведение ("слепота") Софии – вот первопричина существования Мира – идея, напоминающая индийские концепции (разделяемые различными школами веданты и санкхья-йоги). И совсем как в Индии, неведение и ведение характеризуют два типа онтологий. Ведение, знание, составляет первоначальное условие Абсолютного; неведение – это следствие разлада внутри Абсолюта. Но спасение, обретаемое в знании, равнозначно космическому событию (ср.: Jonas, р. 175). Спасение последнего "пневматика" будет сопровождаться уничтожением мира. [1]
- §229. От Симона Волхва к Валентину. Глава ХХIХ ЯЗЫЧЕСТВО, ХРИСТИАНСТВО И ГНОЗИС В ЭПОХУ ИМПЕРАТОРОВ // Из книги Мирча Элиаде «История веры и религиозных идей», 2002.
Из книги Бернарда Симона «Гностицизм. Традиции. Основы. Принципы»
Гностик Валентин – античный философ, представитель раннехристианского гностицизма, автор «Евангелия Истины». Он родился в Африке, примерно в 100 году нашей эры, по всей видимости, в Карфагене, там его окрестили в христианство. Образование он получил в Александрии, которая в те времена была большим образовательным центром, где процветали гностические верования.
Считается, что он изучал философию под руководством Теода, который в свою очередь мог быть учеником святого Павла. В возрасте тридцати шести лет, во время папства Папы римского Святого Хигина, он переехал в Рим. Он стремился занять пост епископа Рима, но примерно в 140 году он проиграл выборы с незначительным отставанием одному священнику, которого считали мучеником.
У нас нет никаких сведений о том, что его когда-либо обвиняли в ереси, хотя, скорее всего, в самом деле отлучили от церкви. Однако другие полагают, что он сам оставил церковь после того, как его стали игнорировать в Риме. Он перебрался на Кипр и продолжил там свою работу. Его влияние (а также само его присутствие) привело к тому, что в Риме и Александрии стало появляться всё больше гностических школ. У них появилось много последователей, которые представляли главную угрозу ортодоксальному христианству во втором и третьем веках, и еще какое-то время спустя.
Валентин не признавал Иисуса Христа в качестве спасителя человечества, как это трактуется официальной церковью. В недавно переведённом гностическом Евангелии Истины утверждается, что Иисус, в самом деле, есть наш Спаситель, но скорее в смысле греческого слова «soter» (что значит целитель). Там также говорится о том, что он был призван исцелить нас от невежества жизненных ценностей, развеять наше верование в материальные вещи (похоть, богатство, власть, самолюбование) и привнести знание пневмы (буквально: дыхание бога), то есть дух, в душу и ум.
Добавим, что «soter» - Спаситель, Целитель – в интерпретации гностиков, не является историческим персонажем, который «родился, жил и был распят на деревянном кресте» и поэтому всё человечество спасено. Нет, «Сотер» - это Божественный Спаситель, Сила иной природы, внутренний Христос, Частица Вечности, которая находится в самом человеке. Пробуждение этого Божественного Семени связывает человека с Божественной Плеромой. Таким образом, каждый человек получает возможность пройти Путь Христа и преобразиться. Как говорил Христос: «Я есмь Путь, Истина и Жизнь».
О природе спасения Валентин говорит так:
«Совершенное спасение есть постижение неописуемого величия, ибо пороки возникают из-за неведения. Вся система, возникающая из-за неведения, растворяется в Знании. Поэтому Знание есть спасение внутреннего человека. Спасается не тело, поскольку тело смертно. У спасения не психическая природа, ибо даже душа есть производное изъяна и временное обиталище для духа. Стало быть, воздушность (духовность), и должно быть самим спасением. Благодаря Знанию спасается внутренний духовный человек». [2]
Ссылки
1. Мирча Элиаде. История веры и религиозных идей. Том второй: От Гаутамы Будды до триумфа христианства. Перевод Н.Б.Абалаковой, С.Г.Балашовой, H.H.Кулаковой и A.A.Старостиной. Mircea Eliade. Histoire des croyances et des idees religieuses. Tome II. De Gautama Bouddha au triomphe du christianisme. P.: Payot, 1978 М.: Критерион, 2002
2. Из книги Бернарда Симона «Гностицизм. Традиции. Основы. Принципы», 2022