mir-gnozis.ru - Главная / Имена / Ибн Рушд (Аверроэс) (1126-1198)
О нём
Ибн Рошд (точнее - Ибн Рушд; латинизир. - Аверроэс; Averroёs), Абу-ль-Валид Мухаммед ибн Ахмед (1126 - 10.XII.1198) - арабский философ, врач и правовед. Родился в Кордове; в 1169 году был назначен на должность кади (судьи) в Севилье, в 1171 году - кади в Кордове; умер в Марокко.
Ибн Рошд был не только комментатором произведений Аристотеля, развивавшим материалистические элементы в его учении, но и создателем оригинальной философской системы, согласно которой мир материален и так же вечен, как и бог, мир бесконечен во времени и в нем господствует необходимость. Исходя из этих положений, Ибн Рошд считал необоснованными и нелепыми религиозные представления о сотворении мира богом из ничего, о светопреставлении, о воскресении из мертвых и о загробной жизни. По учению Ибн Рошда, индивидуальная человеческая душа смертна. Бессмертно человечество, его всеобщий, коллективный разум. Ибн Рошд создал прогрессивное для своего времени учение о "двойственной истине", согласно которому научно-философские истины и религиозные догматы могут не совпадать; это давало возможность освободить науку от гнета религии. За свободомыслие Ибн Рошд подвергался преследованиям со стороны правоверных мусульманских богословов и альмохадских властей. Крупнейшее философское сочинение Ибн Рошда "Опровержение опровержения" ("Тахафут ат-тахафут") было направлено против мистического учения столпа мусульманского правоверия Газали.
Ибн Рошд не писал специальных исторических трудов, однако отрицание им вмешательства бога в деятельность людей оказало большое влияние на развитие прогрессивных взглядов на общество. Некоторые произведения Ибн Рошда (комментарии к "Государству" Платона, "Рассуждение, выносящее решение относительно связи между мудростью и религ. законом" и др.) содержат важные сведения о социальном строе Андалусии, о нравах и обычаях ее населения, а также общественно-политические взгляды самого философа. Передовая философская концепция Ибн Рошда оказала значительное влияние на средневековую философию в Западной Европе и положила начало прогрессивному философскому учению - "аверроизму".
-
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 5.
***
«Считая, что «учение Аристотеля есть высшая истина, потому что его понимание было пределом человеческого понимания (Aristo-telis doctrina est summa Veritas, quoniam ejus intellectus fuit finis humani intellectus)», что, будучи воплощением философии как таковой, оно не содержит в себе ошибок и не нуждается в каких-либо исправлениях и дополнениях, Аверроэс рассматривал себя не как самостоятельного мыслителя, но лишь как толкователя слов того, кто «был создан и дан нам божественным Провидением, чтобы мы познали всё то, что можно познать (fuit creatus et datus nobis divina providentia, ut sciremus quidquid potest sciri)», кто «является как бы образцом, в котором природа хотела выразить тип высшего совершенства». Потому основной задачей, которою ставил перед собой Аверроэс, является изложение подлинной мысли Аристотеля путём освобождения её от - в основном неоплатонических по природе - искажений, внесённых предшествующими философами (в частности Авиценной)».
- Шишков А. М., Средневековая интеллектуальная культура. - М.: Савин С.А., 2003. С. 217.
РАССУЖДЕНИЕ, ВЫНОСЯЩЕЕ РЕШЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО СВЯЗИ МЕЖДУ РЕЛИГИЕЙ И ФИЛОСОФИЕЙ
Цель настоящего рассуждения – рассмотреть с точки зрения религии, является ли изучение философии и логических наук чем-то разрешенным религией, чем-то предосудительным или чем-то предписанным ею либо как нечто похвальное, либо как нечто обязательное <...>
Нам хотелось бы посвятить себя этой цели и справиться с ней. И если Аллах продлит жизнь, мы будем по мере сил настойчиво продвигаться к ней, а эта [работа], возможно, послужит [исходным] началом для тех, кто придет нам на смену. Ибо душа пребывает в глубокой печали и скорби от тех порочных страстей и превратных убеждений, которые проникли в эту религию, в особенности же от тех из них, которые проявляются у людей, утверждающих о своей причастности к философии. Ведь обида, наносимая другом, горше обиды, исходящей от врага. Я имею в виду то, что философия – это спутница и молочная сестра религии, и поэтому обида, исходящая от тех, кто утверждает о своей причастности к ней, самая горькая, не говоря уже о вспыхивающей между ними вражде, ненависти и распре, в то время как они спутники по природе, друзья по сущности и врожденному предрасположению. Ее обижали также многие невежественные друзья из числа тех, кто утверждает о своей причастности к ней, а именно имеющиеся в ней секты. Но Аллах ведет всех по верной стезе и поспешествует всем в любви к нему, и соединяет сердца их в богобоязни, и устраняет от них ненависть и злобу милостью своей и милосердием.
Аллах уже устранил многое из этого зла, невежества и ложного образа действий посредством этой победоносной власти, проложил тем самым дорогу многим из благ, особенно для того разряда людей, которые следуют по пути исследования и желают познать истину.
- Ибн-Рушд. Опровержение опровержения; Рассуждение, выносящее решение относительно связи между религией и философией - АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ в переводах А.В. Сагадеева