mir-gnozis.ru - Главная / Имена / Григорий Палама (1296–1359)
Григорий Палама, 1296-1359 – архиепископ фессалоникийский, христианский мистик, византийский богослов и философ. В отличие от своего оппонента Валаама, Григорий Палама считал, что познание Бога возможно, когда человек обладает предпосылками знания Бога, Который становится доступным через Свои энергии. Бог является одновременно постижимым и непостижимым, знаемым и незнаемым. Мудрость пророков и апостолов не приобретается научением, но преподается Духом Святым, является даром благодати, а не природным дарованием.
Триады
***
«Итак, знание, добываемое внешней ученостью, не только не подобно, но и противоположно истинному и духовному, хотя некоторые, и сами, видно, заблудившись в погоне за ней и пытаясь смутить учеников, рассуждают здесь как бы об одном и том же знании, объявляя его целью созерцания. Приоткрою тебе чудовищную глубину лукавства внешних философов. Лукавый и те, кто научился от него лукаво мудрствовать, украли одну нашу полезнейшую заповедь и выставляют ее как некую лукавую приманку благодаря сходству выражений "Внемли себе" и "Знай самого себя"». [свт. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих.]
***
«Во внешней мудрости надо еще сначала убить змия, тот есть приходящую от нее надменность – как это нелегко! ведь как говорится, «философское высокомерие не сродни смирению», -, так или иначе, уничтожить; потом надо отсечь и отбросить как безусловное и крайнее зло главу и хвост змия, то есть явно ложное мнение об уме, Боге и первоначалах и басни о творении…а среднюю часть, то есть рассуждения о природе, ты должен при помощи испытующей и созерцательной способности души отделить от вредных умствований». То есть после довольно продолжительного труда и огромных усилий, работой над расчищением разума, адсорбирования всех внешних знаний, отделения полезных знаний от неполезных, ложных от истинных, человек оставляет лишь отделенную от зла и гибельного яда внешнюю ученость. И только тогда она перестает быть злом, тогда она становится «орудием для блага» [свт. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих.]
***
«Сердце – сокровищница разумной способности души и главное телесное орудие рассуждения. Стараясь в строгом трезвении соблюдать и направлять эту свою способность, что же мы должны делать как не то, чтобы, собрав рассеянный по внешним ощущениям ум, приводить его к внутренему сосредоточию, к сердцу, хранилищу посмыслов?» [свт. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих.]
О нём
***
Григорий Палама – святитель, византийский богослов и церковный деятель, поборник и систематизатор мистического учения исихазма, давший ему философское оформление. <...> отстаивал тезис, согласно которому аскет-исихаст в состоянии экстаза непосредственно воспринимает несотворенную (нетварную) и невещественную энергию Бога — Фаворский свет, который, согласно Евангелию, видели апостолы на горе Фавор. [Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 265.]
***
Григорий Палама родился в Константинополе около 1296 года в аристократической семье. Григорий отказался от административной карьеры ради монашества и в 1316 году ушел на Афон. Там он проникся исихастским учением. Прежде всего его привлекала практика умной молитвы, умиротворяющей душу. [Византия / Мишель Каплан. – М. : Вече, 2011. с. 303-304.]
***
Антропология Григория Паламы включает сложные психологические наблюдения. Идеал Григория Паламы — такое «просветление» духа, которое распространилось бы и на тело: согласно его взглядам, человеческий дух богоподобен именно в силу своей способности «животворить» плоть, в отличие от бестелесного духа ангелов. Григорий Палама оказал сильное влияние на традицию поздневизантийской мистики. [Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.]