Якоб Бёме (1575–1624)

1575 - Якоб Беме

mir-gnozis.ru - Главная / Имена / Якоб Бёме (1575–1624)

 

ЦИТАТЫ ИЗ РАЗНЫХ РАБОТ


 

 

***

Мое знание досталось мне после долгих поисков, когда я стучался во все двери, поэтому я хочу записать его для памяти. Может быть, мне удастся побудить того, другого, пойти вслед за мною в этом поиске, тогда моя находка процветет пышным цветом и не останется сокрытой в земле. Но для заведомых умников, которые вроде бы понимают и знают все и вся, а на самом деле ничего – для них я не писал. Ибо они и так сыты и благополучны. Но для простых людей, таких как я сам, для них я писал, чтобы возрадоваться вместе с ними.
- Якоб Бёме, «Три принципа Бога»

 

***

Бог проникает во всё, но не все понимают Его. Его постигает лишь то, что произошло из Его вечной сущности, то есть присущее Ему, существующее в Боге. Ибо Он проживает не на внешней стороне порождений природы, а только внутри – в Себе Самом.

Бог – это всё, но из-за разницы свойств не всё можно назвать и определить как Бога. Природа – не Бог, но Бог открывается через природу. Понять Бога можно только в Вечном Свете… а именно – в Свободе. Но от вечной природы Он всё же не отделён.
- Якоб Бёме, «Простая жизнь во Христе».

 

MYSTERIUM MAGNUM | ЯКОБ БЁME

Поймите это правильно. Это вовсе не значит, что нужно бежать от своего дома, жены детей, братьев и сестер, бежать от этого мира, покинуть всё свое добро на погибель; нет, нужно убить в себе, уничтожить в самом себе волю к обладанию тем и другим.

Мысль человеческая должна быть о том, что все окружающее его, не принадлежит ему, он должен одинаково воспринимать свои победы и поражения, богатство и бедность; он должен одинаково ценить себя – будь он умен или глуп, высок или низок, имущий или неимущий; в его мнении должны быть равны красивая и уродливая одежда, мирское счастье и несчастье, жизнь и смерть, власть и служение, королевская корона и старая шапка. В своей душе он должен от всего этого отречься и не считать своей собственностью.
- Якоб Бёме, Великое таинство (Mysterium magnum) (1623)

 

***

Твой собственный слух, хотение и стремление препятствуют тебе видеть и слышать Бога.
- Якоб Бёме

 

***

Без черной земли не появится прекрасный благоуханный цветок, без мрачного твердого камня и ядовитого дыма не будет золота, так же и без тьмы нет света, ибо это единственный путь и способ откровения всех таинств Бога.
- Якоб Беме

 

***

О Человек, одумайся, оглянись здесь, в этом мире, в котором ты рожден!
Ты посеян как крошечное зернышко, а из тебя вырастает дерево.
Посмотри внимательно, на какой пашне ты стоишь: избран ли ты как дерево для великого строения Господа в Его любви или как деревянная ступенька на мостках, которую попирают ногами. Или еще хуже: как дрова, от которых остается лишь зола, превращающаяся в землю.
- Якоб Бёме

 

***

Книга, в которой заключены все тайны, есть сам человек; он сам есть книга всех сущностей, так как он есть подобие божества, великая тайна заключена в нем.
- Якоб Бёме

 

***

История Якоба Бёме напоминает историю Святого Павла, недаром Бёме часто цитирует его послания. В один прекрасный день к Беме – ученику сапожника пришел незнакомец, когда хозяин мастерской отсутствовал. Незнакомец сказал ему: «Якоб, ты мал, но станешь велик и превратишься в другого человека, которому будет дивиться Мир. Ибо тебе предстоит перенести нужду, бедность и гонения, но ты устоишь, потому что любит тебя Бог и благоволит к тебе». Эта встреча оказалась пророческой, жизнь его и правда изменилась.

 

***

В этой жизни человек хочет овладеть тем, что всегда улетает как дым. Снова и снова человечество возвращается в царство тьмы, в его вечный, неугасимый, болезненный огненный кладезь.
= Якоб Бёме, «Шесть теософических вопросов»

 

***

«Заметь теперь: как от Отца и Сына исходит Дух Святой, который и есть самосущее лицо в Божестве и движется во всем Отце, так и из сил твоего сердца, твоих жил и мозга исходит сила, движущаяся во всем твоем теле; и из света твоего исходят в ту же силу разум, смысл, искусство и мудрость на управление всем телом, а также на различение всего того, что вне тела. И в правлении ума твоего оба эти исхождения суть нечто единое, дух твой: и это знаменует Бога Духа Святого; и Дух Святой, исходящий от Бога, господствует также и в этом духе в тебе, если только ты дитя света, а не тьмы. «

- Якоб Беме. Аврора, или Утренняя заря в восхождении (1612)

 

***

Ученик говорил: «Но если небеса и преисподняя сегодня борются внутри нас, а Господь так близок к нам, где же находятся ангелы и дьявольские силы?»
Учитель говорил: «Там, где ты живёшь не по законам своеволия и себялюбия, там и живут ангелы – с тобой и повсюду. А там, где ты живёшь по законам своеволия и себялюбия, там обитают дьявольские силы – с тобой и повсюду».

Ученик говорил: «Насколько удалены друг от друга небо и ад?»
Учитель говорил: «Настолько, насколько ночь ото дня и нечто от ничто. Они как бы одно в другом, и одно по отношению к другому – ничто, и всё-таки они друг для друга – причина радости или страдания».
- Якоб Бёме

 

***

Мысль человеческая должна быть о том, что все, окружающее его, не принадлежит ему, он должен одинаково воспринимать свои победы и поражения, богатство и бедность; он должен одинаково ценить себя – будь он умен или глуп, высок или низок, имущий или неимущий; в его мнении должны быть равны красивая и уродливая одежды, мирское счастье и несчастье, жизнь и смерть, власть и служение, королевская корона и старая шапка. В своей душе он должен от всего этого отречься и не считать своей собственностью.

И когда человек достигнет того, что это не будет составлять для него разницы, то он и станет бедным Христом, которому негде было преклонить голову, он станет истинным последователем Христа, который сказал: «Кто не оставит своего дома, двора, денег, добра, братьев и сестер, жену и детей и не откажется от самого себя, тот не достоин меня».
- Якоб Бёме

 

«ПРОСТАЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ»

«Какая польза от знания души, которая знает путь к Богу и не хочет следовать ему…» (Якоб Бёме)
Эти несколько слов из книги «Простая жизнь во Христе» средневекового философа Якоба Бёме актуальны сегодня как никогда.
Ведь в современном мире многие люди по-настоящему осознают необходимость духовного развития, но всё же откладывают этот путь «на потом», ставя на первое место заботу о материальном благополучии, карьерный рост, личный комфорт и т.д.
Однако откладывание на завтра того, что необходимо сделать сегодня (особенно в такой деликатной сфере как духовное преображение) часто заканчивается просто ничем: карьера рано или поздно заканчивается, дети вырастают и разъезжаются, земная любовь проходит, богатство ветшает, жизнь подходит к концу, а духовный путь так и не начат…
Когда Якоб Бёме говорит: «Какая польза от знания души, которая знает путь к Богу и не хочет следовать ему…», он не судит, не дразнит, не обвиняет. Он говорит эти слова из любви к ближнему, говорит, как служитель Бога, как проводник Высшей силы. Это не приговор и не лозунг, а свидетельство живой реальности. Эти слова адресованы тем, кто имеет шанс вернуться в Истинный Дом и обрести Истинное Богатство. Кто достаточно зрелый и готов совершить фундаментальный поворот. Кто готов следовать заповеди: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и всё остальное приложится вам…»

 

**

В буквальном смысле эти слова едва ли можно понять.
Слово «невежество» для большинства людей имеет пренебрежительный оттенок.
Всё должно быть познано и понято, иначе нарушится порядок вещей. На этом строится любое образование.

Однако такие знания никогда не сделают нас мудрыми. Научные знания – знания внешние; они не дают доступа к сущности вещей.
Обо всех знаниях, приобретаемых таким образом, можно сказать: «И кто умножает познания, умножает скорбь» или «Всё, что мы знаем, - это то, что мы ничего не знаем».

Но можем ли мы сказать о настоящем мудреце, что он «умножил скорбь и ничего не знает»? Конечно же, нет, поскольку его мудрость позволяет ему быть сопричастным великим, чудесным и нетленным ценностям.

Примером может служить жизнь Якоба Бёме, который был сапожником. Он латал башмаки и в то же время проникал в глубины Вселенского Откровения. Его понимание реальности, вечности было настолько всеобъемлющим, что всем ученым мира и за тысячу лет не достичь уровня понимания этого человека.
Таинственное свойство, таинственное освобождение – таинственное даже для самого Якоба Бёме!

Это – отличительная черта. Вслушайтесь в слова апостола Павла: «Я не знаю, находится ли оно внутри или вне тела, но оно существует». То самое таинственное свойство!

Развивали ли эти люди в себе такое свойство, изучали ли они его? Это неизвестно! Даже они сами не знают. Они «невежественны». Но их свет проникает повсюду, и именно по этой причине они могут оставаться «невежественными».

 

***

Простой путь к Богу, на котором можно лицезреть Господа в Его Слове, Существе и Воле, начинается с того, что человек внутренне ОПРОЩАЕТСЯ и по своей собственной воле оставляет всё, что он собственно собой представляет, всё, что имеет: будь то власть, могущество, честь, красота, богатство, добро и злато, отец и мать, брат, сестра, жена и дети, плоть и жизнь; все это он внутренне обращает в ничто: он должен все отдать и стать беднее птиц небесных, которые хотя бы гнезда имеют.

Истинный человек должен отказать от всего, ибо он должен отойти от этого мира, покинуть его. Он должен превратиться в ничто по отношению к сущности этого мира. Ибо по сути своей этот мир, в котором он живет, есть вавилонская башня, царство антихриста, в котором каждый сам хочет стать богом, с этим самодельным богом вскарабкаться по башне в небеса и усесться там на месте Бога.

Поймите это правильно. Это вовсе не значит, что нужно бежать от своего дома, жены, детей, братьев и сестер, бежать от этого мира, покинуть все свое добро на погибель; нет, нужно убить в себе, уничтожить в самом себе волю к обладанию тем и другим.

Мысль человеческая должна быть о том, что все, окружающее его, не принадлежит ему, он должен одинаково воспринимать свои победы и поражения, богатство и бедность; он должен одинаково ценить себя – будь он умен или глуп, высок или низок, имущий или неимущий; в его мнении должны быть равны красивая и уродливая одежды, мирское счастье и несчастье, жизнь и смерть, власть и служение, королевская корона и старая шапка. В своей душе он должен от всего этого отречься и не считать своей собственностью.

И когда человек достигнет того, что это не будет составлять для него разницы, то он и станет бедным Христом, которому негде было преклонить голову, он станет истинным последователем Христа, который сказал: «Кто не оставит своего дома, двора, денег, добра, братьев и сестер, жену и детей и не откажется от самого себя, тот не достоин меня».
- Якоб Бёме

 

***

В «Авроре» или «Утренней заре в восхождении» Якоб Бёме описывает, как он однажды получил видение всеобъемлещего божественного Света, которое родило в нем духовный восторг:
"Я не знаю, как описать ощущение возвышенного подъема и преодоления, пережитое мною. Я могу только описать этот духовный триумф как мистическое рождение в смерти. Мои духовные очи открылись, и в чудесном свете я увидел Бога. Суть всех вещей была озарена, после чего я смог видеть Бога во всем сущем: в животных, растениях и различных видах трав. Я понял, что такое Бог и кто Он. Однако я должен сказать, что этот славный опыт был слишком сильным и ослепительным для земных чувств."
илл. из книги Якоба Бёме Mysterium magnum (Великое таинство, 1623)

 

***

«К высшей мудрости ведет очень простой путь. Мир не знает его. А за ним не надо далеко ходить. Мудрость стоит у входа вашей души и стучится в нее. Если она сможет найти в душе свободное и спокойное место, она откроется в ней и возрадуется, как солнце в стихиях. Если душа отдастся этой мудрости, то она пронзит душу своей пламенной любовью и откроет ей все таинства...»
»Простая жизнь во Христе» Антология Якоб Бёме

 

***

Знание без деяния подобно огню, который тлеет и не может воспламениться из-за сырости.
Как может Господь радоваться твоей учености, если ты остаешься ханжой и лицемером? Ты мнишь, что он примет твою мнимую святость.
Ты должен жить в деяниях, иначе ты подобен безжизненной личине.
- Якоб Беме

 

Mysterium magnum | спасение человека возможно не внешними добрыми делами, но только внутреннею верою сердца. Несмотря на непрекращающуюся опасность со стороны ортодоксального протестантского духовенства Якоб Бёме печатает (1618 -1624) одно за другим свои главные произведения, в том числе «Mysterium Magnum, или Великое Таинство» (1623).

velikoe_tainstvo_mysterium_magnum_1623.jpg

Предлагаем к обсуждению иллюстрацию из книги Якоба Бёме - Великое таинство (Mysterium magnum) (1623) - какую идею пытается нам донести тевтонский философ?

 

MYSTERIUM MAGNUM
Простой путь к Богу, на котором можно лицезреть Господа в его Слове, Существе и Воле, начинается с того, что человек внутренне опрощается и по своей собственной воле оставляет всё, что он собственно собой представляет, всё, что имеет: будь то власть, могущество, честь, красота, богатство, добро и злато, отец и мать, брат, сестра, жена и дети, плоть и жизнь; всё это он внутренне обращает в ничто: он должен всё отдать и стать беднее птиц небесных, которые хотя бы гнёзда имеют. Истинный человек должен отойти от этого мира, покинуть его. Он должен превратиться в ничто по отношению к сущности этого мира. Ибо по сути своей этот мир, в котором он живёт, есть вавилонская башня, царство антихриста, в котором каждый сам хочет стать богом, с этим самодельным богом вскарабкаться по башне в небеса и усесться там на месте Бога.
Поймите это правильно. Это вовсе не значит, что нужно бежать от своего дома, жены, детей, братьев и сестёр, бежать от этого мира, покинуть всё своё добро на погибель; нет, нужно убить в себе, уничтожить в самом себе волю к обладанию тем и другим.
Мысль человеческая должна быть о том, что всё, окружающее его, не принадлежит ему, он должен одинаково воспринимать свои победы и поражения, богатство и бедность; он должен одинаково ценить себя – будь он умён или глуп, высок или низок, имущий или неимущий; в его мнении должны быть равны красивая и уродливая одежды, мирское счастье и несчастье, жизнь и смерть, власть и служение, королевская корона и старая шапка. В своей душе он должен от всего этого отречься и не считать своей собственностью.
И когда человек достигнет того, что это не будет составлять для него разницы, то он и станет бедным Христом, которому негде было преклонить голову, он станет истинным последователем Христа, который сказал: «Кто не оставить своего дома, двора, денег, добра, братьев и сестёр, жену и детей и не откажется от самого себя, тот не достоин меня».
Из-за этого себялюбия и недостойности Господь отвратил свой священный лик от народов, так что они обречены прозревать Его только в тёмном, неясном слове или в кажущейся видимости.
Но если достигнет полного смирения, тот увидит божественный лик Христа, он узрит Господа в самом себе, он будет говорить с Богом, и Бог станет вещать ему, он поймёт, что такое слово, суть и воля Бога. Только так он сможет постичь Его учение, не иначе, потому что он извлечёт слово Божье из себя самого. Господь открылся ему в своей связи, и человек служит этому союзу, потому что его желания – это то, что Господь желает через него.
- Якоб Бёме «Mysterium Magnum»

 

 

О ДУХОВНОМ ПАЛОМНИЧЕСТВЕ
Пусть этот пост будет утешением в период затянувшейся пандемии всем любителям посещать места силы, особенно, за бугром. Ведь давно известно, что «Царствие Божие внутри нас»

Мы цитируем христианского мистика XVI века Якоба Бёме:
«Что касается некоторых ваших соседей, о которых вы сообщаете, что они обращают своё имущество в деньги и бегут во мнимый Сион, то я считал бы более благоразумным, если бы они оставались дома. Там, куда они прибудут, с ними будет то же, что и прежде, ведь им, несмотря ни на что, придётся жить под бременем Христа.

Господь обитает на небесах, а небеса – в человеке. Но если же человек хочет очутиться на небесах, то небо должно открыться в нём самом. Это должно произойти через истинное покаяние и сердечное смирение. Этого можно с тем же успехом достичь у себя дома в собственном месте проживания. Тот, от кого они стремятся убежать, настигнет их в любом месте. Но если у себя дома они вступят на путь Господа, так что остальные люди увидят в них пример для себя, то Господь возрадуется».
- Якоб Бёме, «Послания» (из книги «Простая жизнь во Христе. Антология»)

 

 

***
Ученик говорил: «Каким образом душа попадает либо на небо, либо в преисподнюю? Так же, как входят в дом или сквозь отверстие в иной мир?»
Учитель говорил: «Нет. Такого входа нет, ибо и небеса и ад – повсюду».
Речь идёт об устремлении воли либо к любви Господа, либо к его гневу.

Ученик говорил: «Но если небеса и преисподняя сегодня борются внутри нас, а Господь так близок к нам, где же находятся ангелы и дьявольские силы?»
Учитель говорил: «Там, где живёшь не по законам своеволия и себялюбия, там и живут ангелы – с тобой и повсюду. А там, где ты живёшь по законам своеволия и себялюбия, там обитают дьявольские силы – с тобой и повсюду».

Ученик говорил: «Насколько удалены друг от друга небо и ад?»
Учитель говорил: «Настолько, насколько ночь ото дня и нечто от ничто. Они как бы одно в другом, и одно по отношению к другому – ничто, и всё-таки они друг для друга – причина радости или страдания. Небеса простираются повсюду, без всякого промежутка, не имея точного местонахождения, и проявляются в божественном откровении лишь в себе. И во всём, где они пребывают или проявляются в откровении, там является Бог, ибо небеса – это не что иное, как откровение вечного целого, в котором господствует воля и созидание в тихой любви. Точно так же ад – везде, он пребывает и действует лишь в себе самом и во всём, в чём открывается адская сила, а именно, в себялюбии и злой воле».
Якоб Бёме «Путь ко Христу»
Илл: «Путешествия Якоба Бёме», автор – Андрей Дорохин

 

***

Ученик вопрошал Мастера:
Как достичь мне жизни сверхчувственной, дабы узреть Бога и услышать глас Его?
Мастер отвечал:
Когда возжелаешь на один миг скользнуть туда, где ничто сотворенное не обитает, услышишь, что говорит Бог.

Ученик вопрошал:
Далеко сие или близко?
Мастер отвечал:
Это в тебе самом; умолкни на час от всех своих чувств и мыслей, так услышишь ты несказуемое Слово Божие.

Ученик вопрошал:
Как же мне услышать, если замолкнут и чувства, и мысли?
Мастер отвечал:
Когда умолкаешь от (шума) чувств и мыслей твоей самости, отворяются в тебе извечный слух, зрение и речь, и Бог слышит и зрит сквозь тебя; твой собственный слух, зренье и желанье связуют тебя, так что не можешь Бога ни видеть, ни слышать.

Ученик вопрошал:
Чем же услышать и узреть мне Бога, ежели он возвышен над твореньем и над тварным?
Мастер отвечал:
Когда погружен в молчание, ты есть То, чем был Бог до сотворенья и сотворенного, из чего он сотворил твою природу и твой образ. Так слышишь ты и зришь вместе с Этим, дабы Бог в тебе зрел и слышал, покуда не начались твое собственное желанье, зрение и слух.

Ученик вопрошал:
Что же удерживает меня, не давая попасть туда?
Мастер отвечал:
Твое собственное желанье, слух и зренье, и еще то, что вновь стремишься к тому, что едва лишь покинул: Своим собственным желаньем отсекаешь себя от Воли Божьей, своим собственным зреньем зришь только в свое желанье. И твое желанье закрывает тебе слух своеволием земных, обыденных вещей и влечет тебя к пропасти, и омрачает тебя тем, чего желаешь ты, так что не выходит у тебя прийти к сверхчувственному…
- Якоб Бёме «Диалог о сверхчувственном»

 

 

***
В "Авроре" или "Утренней заре в восхождении" Якоб Бёме описывает, как будучи странствующим сапожником, он однажды получил видение всеобъемлещего божественного Света, которое родило в нем духовный восторг, длившийся в течение семи дней:

"Я не знаю, как описать ощущение возвышенного подъема и преодоления, пережитое мною. Я могу только описать этот духовный триумф как мистическое рождение в смерти. Мои духовные очи открылись, и в чудесном свете я увидел Бога. Суть всех вещей была озарена, после чего я смог видеть Бога во всем сущем: в животных, растениях и различных видах трав. Я понял, что такое Бог и кто Он. Однако я должен сказать, что этот славный опыт был слишком сильным и ослепительным для земных чувств."
У Якоба Бёме было много подобных переживаний. Их кульминацией стало общее просветление, происшедшее на тридцатом году его жизни, которое он описал следующим образом:
"Для меня распахнулась дверь, и в течение четверти часа я увидел и понял больше, чем мог бы узнать, проведя много лет в университете.Я был преисполнен изумления и восхвалял и благодарил Бога, потому что видел и познавал сущность всех вещей, мир горний и дольний, вечное становление Святой Троицы, истоки и возникновение этого мира и всех созданий, происходящих из Божественной Мудрости; я познал и увидел в себе самом три мира:
1. Божественный ангельский и райский мир;
2.темный мир как источник природы огня и
3.этот внешний видимый мир как создание и плод, или проявленное бытие обоих внутренних духовных миров.
И я увидел и познал всеобъемлющее живое существо во зле и в добре и как одно из этих состояний возникает из другого; и в то же время я увидел, как рождает изобильное чрево вечности. Так я пребывал не только в величайшем изумлении, но также был преисполнен радостью".

 

ЯКОБ БЕМЕ: ОТРЫВОК ИЗ "ДИАЛОГА О СВЕРХЧУВСТВЕННОМ"

Ученик вопрошал Мастера:
Как достичь мне жизни сверхчувственной, дабы узреть Бога и услышать глас Его?
Мастер отвечал:
Когда возжелаешь на один миг скользнуть туда, где ничто сотворенное не обитает, услышишь, что речет Бог.

Ученик вопрошал:
Далеко сие или близко?
Мастер отвечал:
Это в тебе самом; умолкни на час от всех своих чувств и мыслей, так услышишь ты несказуемое Слово Божие.

Ученик вопрошал:
Как же мне услышать, если замолкнут и чувства, и мысли?
Мастер отвечал:
Когда умолкаешь от (шума) чувств и мыслей твоей самости, отворяются в тебе извечный слух, зрение и речь, и Бог слышит и зрит сквозь тебя; твой собственный слух, зренье и желанье связуют тебя, так что не можешь Бога ни видеть, ни слышать.

Ученик вопрошал:
Чем же услышать и узреть мне Бога, ежели он возвышен над твореньем и над тварным?
Мастер отвечал:
Когда погружен в молчание, ты есть То, чем был Бог до сотворенья и сотворенного, из чего он сотворил твою природу и твой образ. Так слышишь ты и зришь вместе с Этим, дабы Бог в тебе зрел и слышал, покуда не начались твое собственное желанье, зрение и слух.

Ученик вопрошал:
Что же удерживает меня, не давая попасть туда?
Мастер отвечал:
Твое собственное желанье, слух и зренье, и еще то, что вновь стремишься к тому, что едва лишь покинул: Своим собственным желаньем отсекаешь себя от Воли Божьей, своем собственным зреньем зришь только в свое желанье. И твое желанье закрывает тебе слух своеволием земных, обыденных вещей и влечет тебя к пропасти, и омрачает тебя тем, чего желаешь ты, так что не выходит у тебя прийти к сверхчувственному…
- Якоб Бёме, Великое таинство (Mysterium magnum) (1623)

 

 

Адрес:
mir-gnozis.ru |
сайт о духовном пути
Яндекс.Метрика ; Рейтинг@Mail.ru