mir-gnozis.ru - Главная / Имена / Ян ван Рюйсбрук (1293–1381)
О нём
***
Иоганн Рюйсбрук или Ян ван Рёйсбрук, прозв. Удивительный или Восхитительный (нидерл. Jan van Ruysbroek; 1293—1381) — южнонидерландский (фламандский) мистик. Родился в деревне Рёйсбрук под Брюсселем. Сбежал из дома, воспитывался дядей, священником церкви Св. Гудулы в Брюсселе. В 1317 принял священство. Был викарием церкви Св. Гудулы, затем удалился в августинский монастырь Грунендал близ Ватерлоо и стал его настоятелем. Здесь и скончался. Мистика Рюйсбрука, наследовавшая Дионисию Ареопагиту, выражалась, с одной стороны, в порицании церковной обрядности и ханжества, с другой — во внутреннем устройстве монастыря наподобие братства апостольских времён. Под влиянием Рюйсбрука Гергард Грот основал своё Братство общей жизни. Рюйсбрук был известен под именем «Doctor ecstaticus». Причислен к лику блаженных в 1908. День памяти — 2 декабря. Сочинения Рюйсбрука написаны частью на латинском, частью на средненидерландском языке. Главнейшие из них — «De vera contemplatione» и «De septem gradibus amoris». Вступительная статья Мориса Метерлинка.
- Рейсбрук Удивительный. Одеяние духовного брака. СПб., 1910.
***
В основе концепции «духовного брака» Рейсбрук выделяет три разновидности соединения человека с Богом, выстроенных по иерархическому порядку: единение опосредованное; непосредственное; и вне каких-либо отличий и различий. В «Одеянии духовного брака» Рейсбрук также выделяет три рода единства человека, естественно присущих ему: прежде всего, это верховное единство человека в Боге, от Которого все тварное берет свое бытие, изначально пребывая в Нем; далее, единство высших сил, которое проявляется духом в деятельности памяти, разума и воли; и, наконец, единство телесных сил в сосредоточении сердца как источника жизни. Также крайне важно для понимания мистического учения Рейсбрука его взгляд на троякое пришествие Христа во внутреннем человеке. Первое пришествие устремляет человека вглубь себя и вызывает в нем стремление к Богу; функция этого пришествия - обращение. Второе пришествие привносит в душу человека божественные дары, просвещающие и обогащающие дух человека. И последнее пришествие несет собой единение человека с Богом в любви.
Мистика Рейсбрука - это единение с Богом через веру, надежду и любовь, и становится это возможным только благодаря Христу, во Христе и со Христом. Еще священномученик Ириней Лионский говорил, что «Бог соделался человеком, чтобы человек смог стать Богом». Человек обретает божественное единение по безграничной милости Бога, но встать на путь, ведущий к этому единению, может только сам человек, отдающий себя полностью Богу и достигающий своего обожения в любви. (Д. Ю. Дорофеев)
-
Иоганн ван Рейсбрук Joannis Rusbrochii (1293-1381) // Антология педагогической мысли христианского Средневековья: В 2 т. М., 1994.
Цитаты из книги "Одеяние духовного брака"
О нашей духовной встрече с Богом
Когда человек стал видящим по благодати Бога, и когда у него чиста совесть, и если он исследовал три пришествия Христа, нашего жениха, и если, наконец, он вышел добродетелями, тогда происходит встреча нашего жениха, и это — четвертое указание и последнее. В этой встрече — все наше блаженство, начало и конец всех добродетелей, и без этой встречи никакая добродетель не была бы осуществлена.
Так что, кто хочет встретить Христа, как своего любимого жениха, и хочет обладать в Нем и с Ним вечной жизнью, должен встретить Христа теперь во времени, в трех отношениях или по трем образам. Во-первых, он должен любить Бога во всем, где мы заслужим вечную жизнь. Во-вторых, нужно, чтобы он не привязывался ни к чему, что он мог бы любить столько же, как Бога, или больше. В-третьих, нужно, чтобы он покоился в Боге от всей своей ревности, выше всех тварей и выше всех даров Бога и всех дел добродетелей, и выше всех ощутимых благодатей, какие Бог может проливать в тело и душу.
- Глава XXV // Рейсбрук Удивительный. Одеяние духовного брака. СПб., 1910.
Книга вторая. Предисловие
Мудрая дева, то есть чистая душа, отказавшаяся от земных вещей и живущая жизнью Бога в добродетелях, почерпнула из сосуда своего сердца масло благодати и божественных дел посредством светильника незапятнанной совести. Но, когда Христос, ее жених, задерживает свои утешения и новое излияние своих даров, душа делается сонливой и спящей и медлительной.
Среди ночи, то есть когда меньше всего ожидают, духовный крик раздается в душе: «Смотрите, жених идет, выходите на встречу Его». Мы будем говорить об этом видении и о внутреннем пришествии Христа и о духовном выходе человека навстречу Иисусу и будем разъяснять и исследовать эти четыре условия внутренней жизни, возвышенной и полной желания, до которой не все доходят, но которой, однако, многие достигают, благодаря добродетелям и внутреннему мужеству.
В этих словах Христос учит нас четырем вещам. Во-первых, Он желает, чтобы наше разумение было просветлено сверхъестественным светом, что мы усматриваем в этом слове, которое Он произносит: Смотрите. В других словах Он указывает нам, что именно нам нужно видеть, то есть внутреннее пришествие нашего жениха вечной истины, и это мы видим, когда Он говорит: Жених идет. В третьем месте Он приказывает выйти внутренним деланием сообразно праведности, и вот почему. Он говорит: Выходите. В четвертом месте Он нам указывает цель и побудительную причину всех дел, и это — встреча нашего жениха, Иисуса Христа, наслаждение в единстве с Богом.
- КНИГА ВТОРАЯ Предисловие // Рейсбрук Удивительный. Одеяние духовного брака. СПб., 1910.
Ссылки
- Ян ван Рейсбрук (Рейсбрук Удивительный). Одеяние духовного брака. - М: Мусагет, 1910. — 288 с. - скачать в формате pdf