О нём
Карлос Кастанеда (Carlos Castaneda, 25.12.1925-27.04.1998) - американский писатель, доктор философии по антропологии, этнограф, мыслитель и мистик, автор 12 книг-бестселлеров, разошедшихся тиражом в 28 миллионов экземпляров на 17 языках и посвящённых изложению эзотерического учения о «Пути знания». Следуя описанному в своих книгах «Пути воина» Карлос Кастанеда целенаправленно старался держать в тайне свою жизнь, а также уничтожил большинство личных вещей, записей и фотографий. В результате история его жизни стала объектом многочисленных спекуляций и противоречащих друг другу версий, что осложняет составление точной биографии. [1]
- Фотография анимирована нами с помощью нейросетей.
Прежде, чем решительно пойти по пути, спроси себя, имеет ли этот путь сердце?
* * *
Я говорю, что бесполезно тратить всю свою жизнь на один единственный путь, особенно, если этот путь не имеет сердца.
- Но как ты знаешь, дон Хуан, имеет ли путь сердце?
- Прежде, чем решительно пойти по пути, спроси себя, имеет ли этот путь сердце? Если ответ будет - нет, то ты узнаешь его и сможешь выбрать другой путь.
- Но как я смогу наверняка узнать, имеет ли путь сердце?
- Любой узнает это. Беда в том, что никто не задает этот вопрос; когда человек наконец поймет, что выбрал тропу без сердца, то эта тропа уже готова убить его. В этой точке лишь очень мало людей могут прекратить свою целенаправленность и прекратить этот путь.
- С чего я должен начать, дон Хуан, чтобы должным образом задать себе этот вопрос?
- Просто задай его.
- Я имею в виду, есть ли какой-нибудь специальный метод для того, чтобы я не солгал самому себе и не поверил бы в то, что ответ «да», тогда как в действительности он «нет».
- Но зачем ты будешь себе лгать?
- Может быть, потому, что в этот момент тропа будет казаться приятной и радостной.
- Это чепуха. Тропа без сердца никогда не бывает радостной. Нужно тяжело работать даже для того, чтобы ступить на нее. С другой стороны, тропа с сердцем легка. Тебе не приходится работать, чтобы любить ее.
-
Карлос Кастанеда. Учение дона Хуана: путь знания индейцев племени яки, 1968
Первое издание книги в 1968 году
-
By Carlos Castaneda. The Teachings of Don Juan. Berkeley: University of California Press, 1968. [2]
Комментарии Карлоса Кастанеды по случаю тридцатилетия книги «Учения дон Хуана» 1998 год:
"В сущности, моя работа вышла за рамки и антропологии, и социологии, и философии. Я следовал собственным логическим правилам и законам явления, но уже не смог вновь вернуться на безопасную почву. В результате я поставил под угрозу все свои усилия, так как не вмещался в чаши привычных академических весов, измеряющих достоинства этих усилий или их отсутствие.
Не поддающееся упрощению описание смысла моей полевой работы сводится к тому, что индейский маг из племени яки дон Хуан Матус познакомил меня с системой познания шаманов Древней Мексики. Под системой познания понимаются процессы, отвечающие за осознание в повседневной жизни, а также включающие в себя память, переживания, восприятие и искусное владение любым конкретным синтаксисом.
В то время идея системы познания представляла для меня самый труднопреодолимый камень преткновения. Для меня, образованного западного человека, непостижимой была сама мысль о том, что система познания — так, как она определяется в философских рассуждениях нашего времени, может не оказаться единообразным, всеохватывающим свойством всего человечества." [3]
Ссылки на книги Карлоса Кастанеды
- Учение дона Хуана, путь знаний индейцев Яки (The Teachings of Don Juan, A Yaqui Way of Knowledge, 1968)
- Отдельная реальность (A Separate Reality, 1971)
- Путешествие в Икстлан (Journey to Ixtlan , 1972)
- Сказки о силе (Tales of Power, 1974)
- Второе кольцо силы (The Second Ring of Power, 1977)
- Дар орла (The Eagles Gift, 1981)
- Огонь изнутри (The Fire From Within, 1984)
- Сила безмолвия (The Power of Silence, 1987)
- Искусство сновидения (The Art of Dreaming, 1993)
- Активная Сторона Бесконечности (The Active Side of Infinity, 1997)
- Колесо Времени (The Wheel of Time, 1998)
- Магические пассы: практическая мудрость шаманов древней Мексики (Magical Passes of the Sorcerers of Ancient Mexico, 1998)
Из книги Карлоса Кастанеды «Колесо времени»
Важнейшие понятия из «УЧЕНИЯ ДОНА ХУАНА»
Эти цитаты лучше любых общих теоретических рассуждений раскрывают непредсказуемый и несгибаемый образ действий, которому следовал дон Хуан, чтобы поддержать и ускорить мое погружение в его мир. Я не подвергаю сомнениям тот факт, что поскольку дон Хуан следовал такой линии действий, то она в точности совпадает с тем подходом, с помощью которого его собственный учитель ввел в мир шаманов самого дона Хуана.
Образ действий дона Хуана Матуса заключался в намеренных попытках ввести меня в то, что он называл иной системой познания. Под системой познания он понимал стандартное определение познания: «процессы, несущие ответственность за осознанность в повседневной жизни и включающие в себя память, личный опыт, восприятие и искусное использование какого-либо синтаксиса».
* * *
Любой путь - лишь один из миллиона возможных путей. Поэтому воин всегда должен помнить, что путь - это только путь; если он чувствует, что это ему не по душе, он должен оставить его любой ценой. Любой путь - это всего лишь путь, и ничто не помешает воину оставить его, если сделать это велит ему его сердце. Его решение должно быть свободно от страха и честолюбия. На любой путь нужно смотреть прямо и без колебаний. Воин испытывает его столько раз, сколько находит нужным. Затем он задает себе, и только самому себе, один вопрос: имеет ли этот путь сердце?
Все пути одинаковы: они ведут в никуда. Есть ли у этого пути сердце? Если есть, то это хороший путь; если нет, то от него никакого толку. Оба пути ведут в никуда, но у одного есть сердце, а у другого - нет. Один путь делает путешествие по нему радостным: сколько ни странствуешь - ты и твой путь нераздельны. Другой путь заставит тебя проклинать свою жизнь. Один путь дает тебе силы, другой - уничтожает тебя.
- Карлос Кастанеда. Колесо времени. 1998
* * *
Сила зависит лишь от того, какого рода знанием владеет человек. Какой смысл в знании вещей, которые бесполезны? Они не готовят нас к неожиданной встрече с неизвестным.
* * *
Ничто не дается даром в этом мире, и приобретение знания — труднейшая из всех задач, с какими человек может столкнуться.
* * *
Человек идет к знанию так же, как он идет на войну — полностью пробужденный, полный страха, благоговения и безусловной решимости. Любое отступление от этого правила — роковая ошибка, и тот, кто ее совершит, непременно доживет до дня, когда горько пожалеет об этом.
Только выполняющий эти четыре условия — быть полностью пробужденным, полным страха, благоговения и безусловной решимости — застрахован от ошибок, за которые придется платить; лишь при этих условиях он не будет действовать наугад. Если такой человек и терпит поражение, то он проигрывает только битву, а об этом не стоит слишком сожалеть.
* * *
Слишком сильное сосредоточение на себе порождает ужасную усталость. Человек в такой позиции глух и слеп ко всему остальному. Эта странная усталость мешает ему искать и видеть чудеса, которые во множестве находился вокруг него. Поэтому кроме проблем у него ничего не остается.
* * *
Любому, кто приступает к учению, приходится выкладываться настолько, насколько он способен, и границы обучения определяются собственными возможностями ученика. Именно поэтому разговоры на тему обучения лишены всякого смысла. Страхи перед знанием — дело обычное; все мы им подвержены, и тут ничего не поделаешь. Однако каким бы устрашающим ни было учение, еще страшней представить себе человека, у которого нет знания.
* * *
Сердиться на людей означает считать их поступки чем-то важным. Настоятельно необходимо избавляться от подобного ощущения. Поступки людей не могут быть настолько важными, чтобы отвести на задний план единственную жизненно важную альтернативу: наши неизменные встречи с бесконечностью.
- Карлос Кастанеда. Колесо времени. 1998
Фото Карлоса Кастанеды разных лет
В детстве с родителями
Юность
Университет
*
Joanie Barker and Carlos Castaneda attending a wedding in 1962
Фото разных лет [10]
Свидетельство о смерти Карлоса Кастанеды [4]
Хотите услышать голос Карлоса Кастанеды?
Пожалуйста...
- Лекция Карлос Кастанеда перед студентами Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA) в 1969 году. Эту уникальную аудиозапись нашли в архивах радиостанции (KPFK radio) Лос-Анджелеса
Из лекции Карлоса Кастанеды:
«То, что я пытался сделать своей книгой, которую я опубликовал, и всей работой, которую я проделал, - попытаться проникнуть в когнитивную систему. Прежде всего, когнитивную систему Дона Хуана, потому что это был человек, с которым я работал. И посмотреть, смогу ли я делая это, быть способным определить, скажем так, когнитивную карту того, что такое дух Яки. О чем бы ни говорил Дон Хуан как о духе, духе воина. Но я не ставил себе такую цель в своем уме, когда начал свои полевые исследования. Это постфактум, после пересмотра, заканчивая мои полевые исследования и сидя за своим столом, я пересмотрел весь процесс, и я сказал себе будет очень здорово, если я попытаюсь найти когнитивную карту, это своего рода постфактум актуальности данных исследований. Но то, что случилось со мной в поле, это нечто совсем другое.» [5]
Ответы на вопросы (после лекции):
Вопрос: - Вы рассматривали ловушки естественного языка как те, в которые попадает человек Западного мира?
Ответ: - Да! Конечно, конечно.. Я сегодня говорил о.. о… Дон Хуан говорил мне годами об идее того, что я должен потерять важность. Важность моей личности очень связана, в моем случае, возможно не в вашем, но в моем случае она связана с нытьем, я скулил как дьявол! Всю свою жизнь я ныл, все идет не так как надо! Все не так! Чувство озабоченности связанное с этим, события складываются не благоприятным образом для меня. И я думаю это тесно связано с эгоцентричной зависимостью. Я зависим от своей важности. Вы можете говорить эгоцентрик или эгоцентрист, так вот Дон Хуан настаивает, что правильным будет путь избавления от важности, потерять чувство важности и он утверждает, что полностью потерял чувство собственной важности, его Эго, но тем не менее он способен функционировать в этом мире, с помощью определенного средства, которое по-настоящему не понятно мне, он пытался мне объяснить это. Он называет это контролируемой глупостью! Он говорит, что единственное средство, посредством, которого он взаимодействует с ближними — это контролируемая глупость. Он сказал мне об этом в 1964 году и я больше не слышал об этой концепции до тех пор пока теперь в 1969, около 4 или 5 месяцев назад я перечитал свои полевые заметки, мои старые заметки и я вернулся и спросил его, что такое Контролируемая Глупость? и он чуть не упал от смеха, ударив себя по ноге сказав: ”я так рад что ты, наконец, спросил меня об этом, спустя столько лет.. (Смех аудитории) потому что если бы ты никогда не задал мне этот вопрос, это не имело бы значения. Я делаю вид, что я действую, так как будто это имеет значение, но, тем не менее, я знаю, что это не имеет значения и это контролируемая глупость. (Смех аудитории). В этом и состоит идея того, что он добровольно вовлекается в какое то действие, и он по-настоящему действует, он не имитирует свои действия, и когда он заканчивает это действие у него нет огорчений, душевных страданий. Я же делаю все наоборот: я вовлекаю себя в действие и если это не приносит мне удовлетворения я хватаюсь за нож или иду к психиатру. (смех аудитории)
Вопрос: - Был ли у Дона Хуана Учитель…
Ответ: - Да!
Вопрос: - …и он научился всему у него?
Ответ: - Да, есть такое предположение. [6]
BBC: Рассказы из Джунглей. Карлос Кастанеда
- В феврале 2007 года в Англии на канале BBC 4 показали часовой фильм о Кастанеде под названием "Tales From The Jungle".
«Фильм снят довольно профессионально, с хорошим звуком и видео. Есть несколько секунд видеосъемки Карлоса на бытовую видеокамеру за несколько месяцев до смерти, а также Флоринды, Тайши и Партин. Автостанция в Ногалесе. Та самая... Интересны также интервью с сыном Кастанеды (который, ко всеобщему удивлению, подтвердил существование пресловутых "полевых заметок") и его женой Раньян, которая выразила уверенность, что Карлос Кастанеда действительно встречался с неким человеком, которого он называл доном Хуаном.» [7]
«Умерла жена Карлоса Кастанеды...»
«Маргарет Раньян Кастанеда ушла из жизни в возрасте 90 лет, пишет Los Angeles Times. На протяжении всей своей жизни она полагала, что Дон Хуан - ключевой герой произведений К. Кастанеды - был не реальным человеком, а плодом воображения ее экс-супруга. <...> М. Кастанеда умерла от сердечного приступа еще 24 декабря 2011 г. в городе Глендейл, штат Аризона. О гибели Маргарет сообщил ее сын, Карлос Кастанеда-младший, известный также как Адриан Вашон.» [8]
-
Margaret Runyan Castaneda (1921–2011)
«Брак Карлоса с Маргарет официально длился 13 лет (I960–1973). Она больше, чем кто бы то ни было, знает о его молодых годах в Перу и США, о его работе над первыми книгами и щедро делится воспоминаниями, наблюдениями и фотографиями из личного альбома, драгоценными для каждого, кто серьезно интересуется магическим миром Кастанеды.» [9]