Карлос Кастанеда (1925–1998)

1925 - Карлос Кастанеда

 

О нём

Карлос Кастанеда (Carlos Castaneda, 25.12.1925-27.04.1998) - американский писатель, доктор философии по антропологии, этнограф, мыслитель и мистик, автор 12 книг-бестселлеров, разошедшихся тиражом в 28 миллионов экземпляров на 17 языках и посвящённых изложению эзотерического учения о «Пути знания». Следуя описанному в своих книгах «Пути воина» Карлос Кастанеда целенаправленно старался держать в тайне свою жизнь, а также уничтожил большинство личных вещей, записей и фотографий. В результате история его жизни стала объектом многочисленных спекуляций и противоречащих друг другу версий, что осложняет составление точной биографии. [1]

 

  • Фотография анимирована нами с помощью нейросетей.

 

Прежде, чем решительно пойти по пути, спроси себя, имеет ли этот путь сердце?

* * *
Я говорю, что бесполезно тратить всю свою жизнь на один единственный путь, особенно, если этот путь не имеет сердца.
- Но как ты знаешь, дон Хуан, имеет ли путь сердце?
- Прежде, чем решительно пойти по пути, спроси себя, имеет ли этот путь сердце? Если ответ будет - нет, то ты узнаешь его и сможешь выбрать другой путь.
- Но как я смогу наверняка узнать, имеет ли путь сердце?
- Любой узнает это. Беда в том, что никто не задает этот вопрос; когда человек наконец поймет, что выбрал тропу без сердца, то эта тропа уже готова убить его. В этой точке лишь очень мало людей могут прекратить свою целенаправленность и прекратить этот путь.
- С чего я должен начать, дон Хуан, чтобы должным образом задать себе этот вопрос?
- Просто задай его.
- Я имею в виду, есть ли какой-нибудь специальный метод для того, чтобы я не солгал самому себе и не поверил бы в то, что ответ «да», тогда как в действительности он «нет».
- Но зачем ты будешь себе лгать?
- Может быть, потому, что в этот момент тропа будет казаться приятной и радостной.
- Это чепуха. Тропа без сердца никогда не бывает радостной. Нужно тяжело работать даже для того, чтобы ступить на нее. С другой стороны, тропа с сердцем легка. Тебе не приходится работать, чтобы любить ее.

  • Карлос Кастанеда. Учение дона Хуана: путь знания индейцев племени яки, 1968

 

Первое издание книги в 1968 году

Book-1968

  • By Carlos Castaneda. The Teachings of Don Juan. Berkeley: University of California Press, 1968. [2]

 

Комментарии Карлоса Кастанеды по случаю тридцатилетия книги «Учения дон Хуана» 1998 год: 

"В сущности, моя работа вышла за рамки и антропологии, и социологии, и философии. Я следовал собственным логическим правилам и законам явления, но уже не смог вновь вернуться на безопасную почву. В результате я поставил под угрозу все свои усилия, так как не вмещался в чаши привычных академических весов, измеряющих достоинства этих усилий или их отсутствие.

Не поддающееся упрощению описание смысла моей полевой работы сводится к тому, что индейский маг из племени яки дон Хуан Матус познакомил меня с системой познания шаманов Древней Мексики. Под системой познания понимаются процессы, отвечающие за осознание в повседневной жизни, а также включающие в себя память, переживания, восприятие и искусное владение любым конкретным синтаксисом.

В то время идея системы познания представляла для меня самый труднопреодолимый камень преткновения. Для меня, образованного западного человека, непостижимой была сама мысль о том, что система познания — так, как она определяется в философских рассуждениях нашего времени, может не оказаться единообразным, всеохватывающим свойством всего человечества." [3]

 

Ссылки на книги Карлоса Кастанеды

 

Из книги Карлоса Кастанеды «Колесо времени»


Важнейшие понятия из «УЧЕНИЯ ДОНА ХУАНА»

Эти цитаты лучше любых общих теоретических рассуждений раскрывают непредсказуемый и несгибаемый образ действий, которому следовал дон Хуан, чтобы поддержать и ускорить мое погружение в его мир. Я не подвергаю сомнениям тот факт, что поскольку дон Хуан следовал такой линии действий, то она в точности совпадает с тем подходом, с помощью которого его собственный учитель ввел в мир шаманов самого дона Хуана.

Образ действий дона Хуана Матуса заключался в намеренных попытках ввести меня в то, что он называл иной системой познания. Под системой познания он понимал стандартное определение познания: «процессы, несущие ответственность за осознанность в повседневной жизни и включающие в себя память, личный опыт, восприятие и искусное использование какого-либо синтаксиса».

* * *
Любой путь - лишь один из миллиона возможных путей. Поэтому воин всегда должен помнить, что путь - это только путь; если он чувствует, что это ему не по душе, он должен оставить его любой ценой. Любой путь - это всего лишь путь, и ничто не помешает воину оставить его, если сделать это велит ему его сердце. Его решение должно быть свободно от страха и честолюбия. На любой путь нужно смотреть прямо и без колебаний. Воин испытывает его столько раз, сколько находит нужным. Затем он задает себе, и только самому себе, один вопрос: имеет ли этот путь сердце?

Все пути одинаковы: они ведут в никуда. Есть ли у этого пути сердце? Если есть, то это хороший путь; если нет, то от него никакого толку. Оба пути ведут в никуда, но у одного есть сердце, а у другого - нет. Один путь делает путешествие по нему радостным: сколько ни странствуешь - ты и твой путь нераздельны. Другой путь заставит тебя проклинать свою жизнь. Один путь дает тебе силы, другой - уничтожает тебя.

  • Карлос Кастанеда. Колесо времени. 1998

* * *
Сила зависит лишь от того, какого рода знанием владеет человек. Какой смысл в знании вещей, которые бесполезны? Они не готовят нас к неожиданной встрече с неизвестным.

* * *
Ничто не дается даром в этом мире, и приобретение знания — труднейшая из всех задач, с какими человек может столкнуться.

* * *
Человек идет к знанию так же, как он идет на войну — полностью пробужденный, полный страха, благоговения и безусловной решимости. Любое отступление от этого правила — роковая ошибка, и тот, кто ее совершит, непременно доживет до дня, когда горько пожалеет об этом.

Только выполняющий эти четыре условия — быть полностью пробужденным, полным страха, благоговения и безусловной решимости — застрахован от ошибок, за которые придется платить; лишь при этих условиях он не будет действовать наугад. Если такой человек и терпит поражение, то он проигрывает только битву, а об этом не стоит слишком сожалеть.

* * *
Слишком сильное сосредоточение на себе порождает ужасную усталость. Человек в такой позиции глух и слеп ко всему остальному. Эта странная усталость мешает ему искать и видеть чудеса, которые во множестве находился вокруг него. Поэтому кроме проблем у него ничего не остается.

* * *
Любому, кто приступает к учению, приходится выкладываться настолько, насколько он способен, и границы обучения определяются собственными возможностями ученика. Именно поэтому разговоры на тему обучения лишены всякого смысла. Страхи перед знанием — дело обычное; все мы им подвержены, и тут ничего не поделаешь. Однако каким бы устрашающим ни было учение, еще страшней представить себе человека, у которого нет знания.

* * *
Сердиться на людей означает считать их поступки чем-то важным. Настоятельно необходимо избавляться от подобного ощущения. Поступки людей не могут быть настолько важными, чтобы отвести на задний план единственную жизненно важную альтернативу: наши неизменные встречи с бесконечностью.

  • Карлос Кастанеда. Колесо времени. 1998

 

Фото Карлоса Кастанеды разных лет

Carlos Castaneda con sus padres en Cajamarca

В детстве с родителями 

Castaneda (2)

Юность

kastaneda_5jpeg.jpg

Университет

Castaneda 03

castaneda_and_joanie_barker_1962.jpg

Joanie Barker and Carlos Castaneda attending a wedding in 1962

кастанеда 4

Фото разных лет [10]

kastaneda_zaveshchanie.jpg

Свидетельство о смерти Карлоса Кастанеды [4]

 

Хотите услышать голос Карлоса Кастанеды?
Пожалуйста...

  • Лекция Карлос Кастанеда перед студентами Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA) в 1969 году. Эту уникальную аудиозапись нашли в архивах радиостанции (KPFK radio) Лос-Анджелеса

 

Из лекции Карлоса Кастанеды:

«То, что я пытался сделать своей книгой, которую я опубликовал, и всей работой, которую я проделал, - попытаться проникнуть в когнитивную систему.  Прежде всего, когнитивную систему Дона Хуана, потому что это был человек, с которым я работал. И посмотреть, смогу ли я делая это, быть способным определить, скажем так, когнитивную карту того, что такое дух Яки. О чем бы ни говорил Дон Хуан как о духе, духе воина. Но я не ставил себе такую цель в своем уме, когда начал свои полевые исследования. Это постфактум, после пересмотра,  заканчивая мои полевые исследования и сидя за своим столом, я пересмотрел весь процесс, и я сказал себе будет очень здорово, если я попытаюсь найти когнитивную карту, это своего рода постфактум  актуальности данных исследований. Но то, что случилось со мной в поле, это нечто совсем другое.»  [5]

 

Ответы на вопросы (после лекции):

Вопрос: - Вы рассматривали ловушки естественного языка как те, в которые попадает человек Западного мира?

Ответ: - Да! Конечно, конечно.. Я сегодня говорил о.. о… Дон Хуан говорил мне годами об идее того, что я должен потерять важность.  Важность моей личности очень связана, в моем случае, возможно не в вашем, но в моем случае она связана с нытьем, я скулил как дьявол! Всю свою жизнь я ныл,  все идет не так как надо! Все не так! Чувство озабоченности связанное с этим, события складываются не благоприятным образом для меня. И я думаю это тесно связано с эгоцентричной зависимостью. Я зависим от своей важности. Вы можете говорить эгоцентрик или эгоцентрист, так вот Дон Хуан настаивает, что правильным будет путь избавления от важности, потерять чувство важности и он утверждает, что полностью потерял чувство собственной важности, его Эго, но тем не менее он способен функционировать в этом мире, с помощью определенного средства, которое по-настоящему не понятно мне, он пытался мне объяснить это. Он называет это контролируемой глупостью! Он говорит, что единственное средство, посредством, которого он взаимодействует с ближними — это контролируемая глупость. Он сказал мне об этом в 1964 году и я больше не слышал об этой концепции до тех пор пока теперь в 1969, около 4 или 5 месяцев назад я перечитал свои полевые заметки, мои старые заметки и я вернулся и спросил его, что такое Контролируемая Глупость? и он чуть не упал от смеха, ударив себя по ноге сказав: ”я так рад что ты, наконец, спросил меня об этом, спустя столько лет.. (Смех аудитории) потому что если бы ты никогда не задал мне этот вопрос, это не имело бы значения. Я делаю вид, что я действую, так как будто это имеет значение, но, тем не менее, я знаю, что это не имеет значения и это контролируемая глупость. (Смех аудитории). В этом и состоит идея того, что он добровольно вовлекается в какое то действие, и он по-настоящему действует, он не имитирует свои действия, и когда он заканчивает это действие у него нет огорчений, душевных страданий. Я же делаю все наоборот: я вовлекаю себя в действие и если это не приносит мне удовлетворения я хватаюсь за нож или иду к психиатру. (смех аудитории)

Вопрос: - Был ли у Дона Хуана Учитель…
Ответ: - Да!

Вопрос: - …и он научился всему у него?
Ответ: - Да, есть такое предположение. [6]

 

BBC: Рассказы из Джунглей. Карлос Кастанеда

 

  • В феврале 2007 года в Англии на канале BBC 4 показали часовой фильм о Кастанеде под названием "Tales From The Jungle".

«Фильм снят довольно профессионально, с хорошим звуком и видео. Есть несколько секунд видеосъемки Карлоса на бытовую видеокамеру за несколько месяцев до смерти, а также Флоринды, Тайши и Партин. Автостанция в Ногалесе. Та самая... Интересны также интервью с сыном Кастанеды (который, ко всеобщему удивлению, подтвердил существование пресловутых "полевых заметок") и его женой Раньян, которая выразила уверенность, что Карлос Кастанеда действительно встречался с неким человеком, которого он называл доном Хуаном.» [7]

 

«Умерла жена Карлоса Кастанеды...»

Margaret Runyan Castaneda 7

«Маргарет Раньян Кастанеда ушла из жизни в возрасте 90 лет, пишет Los Angeles Times. На протяжении всей своей жизни она полагала, что Дон Хуан - ключевой герой произведений К. Кастанеды - был не реальным человеком, а плодом воображения ее экс-супруга. <...> М. Кастанеда умерла от сердечного приступа еще 24 декабря 2011 г. в городе Глендейл, штат Аризона. О гибели Маргарет сообщил ее сын, Карлос Кастанеда-младший, известный также как Адриан Вашон.» [8]

 

margaret_runyan_castaneda.jpg

  • Margaret Runyan Castaneda (1921–2011)

«Брак Карлоса с Маргарет официально длился 13 лет (I960–1973). Она больше, чем кто бы то ни было,  знает  о его молодых годах в Перу и США, о его работе над первыми книгами и щедро делится воспоминаниями, наблюдениями и фотографиями из личного альбома, драгоценными для каждого,  кто серьезно интересуется магическим миром Кастанеды.» [9]

 

Список источников и литературы


1. Кастанеда Карлос - материал из Википедии – свободной энциклопедии.
2. Библиография – все книги Карлоса Кастанеды с сайта chaparral.space
3. Комментарии Карлоса Кастанеды по случаю тридцатилетия книги «Учения дон Хуана» в 1998 году с сайта castaneda.ru
4. Завещание и свидетельство о смерти Карлоса Кастанеды // Уоллес Эйми. Ученица мага. Моя жизнь с Карлосом Кастанедой – скачать pdf
5. Лекция Карлоса Кастанеды студентам UCLA в 1969 году с сайта tensegrity.moscow
6. Окончание разговора Карлоса Кастанеды со студентами UCLA в 1969 году.
7. BBC: Рассказы из Джунглей. Карлос Кастанеда - с канала Carlos Castaneda на YouTube.
8. Умерла жена Карлоса Кастанеды – с сайта www.rbc.ru [30.01.2012]
9. Маргарет Раньян Кастанеда. Магическое путешествие с Карлосом. Перев с англ. С. Алексеева. – К.: София, Ltd., 1998. – 256 С.
10. Фото разных лет (мы очень надеемся, что они аутентичные) взяты из самых различных интернет-источников, в т.ч. с форумов castanedabg.blogspot.com и ccastaneda.ru
Адрес:
mir-gnozis.ru |
сайт о духовном пути
Яндекс.Метрика ; Рейтинг@Mail.ru