Омар Хайям (1048–1131)

Омар Хайям 1

О нём

Наиболее полно основные черты оригинального мировоззрения Омара Хайяма воплотились в его поэтическом творчестве. Лучшие его четверостишия — рубаи получили широкую известность и ныне пользуются мировой славой и чрезвычайной популярностью. Им присущи совершенство поэтического языка, сочетающего в себе лаконизм, гармоничную ясность и простоту с яркой выразительностью, необычайная глубина мысли, безупречная логика, искренность и большая сила чувства. Идеи, заключенные в этих миниатюрах, не поддаются однозначному толкованию. Они затрагивают самые кардинальные проблемы бытия, побуждают к непредвзятому, строгому их осмыслению, формируют понятие о суверенной значимости человеческой личности, о внутренней свободе индивида. В ряде четверостиший звучат призывы к наслаждению, к полноте восприятия быстротекущего времени, к отказу от упований на ненадежное будущее. Омар Хайям признавал бытие Бога как первопричины мира. Существует традиция суфийского толкования стихов Омара Хайяма, которая рассматривает поэтическое наследие как стремление к божественному откровению.  [1]

 

Рубаи. Философская лирика

* * *

Ад и рай — в небесах», — утверждают ханжи.
Я, в себя заглянув, убедился во лжи:
Ад и рай — не круги во дворце мирозданья,
Ад и рай — это две половины души.

* * *

Беспощадна судьба, наши планы круша.
Час наступит, и тело покинет душа.
Не спеши, посиди на траве, под которой
Скоро будешь лежать, никуда не спеша.

* * * 

В мире временном, сущность которого - тлен,
Не сдавайся вещам несущественным в плен.
Сущим в мире считай только дух вездесущий,
Чуждый всяких вещественных перемен.

* * * 

Жизнь - пустыня, по ней мы бредем нагишом.
Смертный, полный гордыни, ты просто смешон.
Ты для каждого шага находишь причину,
Между тем он давно в небесах предрешен.

* * * 

Те, кто верует слепо, - пути не найдут.
Тех, кто мыслит, сомнения вечно гнетут.
Опасаюсь, что голос раздастся однажды:
"О невежды! Дорога не там и не тут!"

* * * 

Все, что видим мы, - видимость только одна.
Далеко от поверхности мира до дна.
Полагай несущественным явное в мире,
Ибо тайная сущность вещей не видна.

* * * 

Круг небес ослепляет нас блеском своим.
Ни конца, ни начала его мы не зрим.
Этот круг недоступен для логики нашей,
Меркой разума нашего неизмерим.

* * *

В день завтрашний нельзя сегодня  заглянуть,
Одна лишь мысль о нем стесняет мукой грудь.
Кто знает, много ль дней тебе прожить  осталось?
Не трать их попусту, благоразумен будь.

* * *

Ты скажешь, эта жизнь — одно мгновенье.
Ее цени, в ней черпай вдохновенье.
Как проведешь ее, так и пройдет,
Не забывай: она — твое творенье.

* * *

Цель творца  и вершина творения — мы.
Мудрость,разум,источник прозрения — мы
Этот круг мироздания перстню подобен. —
В нем  граненый алмаз,без сомнения, мы.

 

Ссылки


1. Гогоберидзе Г.М. Исламский толковый словарь. Ростов-на-Дону, 2009, с. 172-173.

2. М.А. Можейко. Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998/

3. Омар Хайям — Рубаи. Ленинград: Советский писатель. — 1986. (Библиотека поэта)

Адрес:
mir-gnozis.ru |
сайт о духовном пути
Яндекс.Метрика ; Рейтинг@Mail.ru