mir-gnozis.ru - Главная / Имена / Пифагор (570–490 гг. до н.э.)
«Пифагорейские золотые стихи»
***
Ты же будь твердым: божественный род присутствует в смертных,
Им, возвещая, священная все открывает природа.
Если не чуждо это тебе, ты наказы исполнишь,
Душу свою исцелишь и от множества бедствий избавишь.
Яства, сказал я, оставь те, что я указал в очищеньях
И в избавленье души, ко всему подходи с размышленьем
И руководствуйся подлинным знанием – лучшим возничим.
Если ты, тело покинув, в свободный эфир вознесешься,
Станешь нетленным и вечным и смерти не знающим богом.
- «Пифагорейские золотые стихи»
Ямвлих. «О пифагоровой жизни»
Истинным смыслом пифагорейского союза был тайный культ. Пифагор проповедовал тайное учение, источником которого являлись греческие мистические учения его времени. Пифагорейский союз был, прежде всего, одной из форм мистерий этого времени, и главным в его содержании было учение о переселении душ, заимствованное из орфизма. Как и у орфиков, целью пифагорейцев было освобождение путем очищений от круга рождений и возвращение в божественное состояние, однако отличие пифагорейцев состояло в том, что они понимали этот путь не как очищение души от влияния тела, а как очищение души наукой и музыкой и очищение тела упражнениями и врачебным искусством. Переселение душ состояло в том, что душа совершала падение из высшего мира и потом вновь возвращалась в него. Но прежде чем вернуться в высший мир, душа переживала несколько человеческих жизней, причем различие делалось не только между праведной и неправедной жизнью, но и между разными рангами человеческих воплощений. С учением о переселении душ была связана идея иерархии душ, прошедших разные стадии очистительного процесса, и представление о воздаянии после смерти.
- Ямвлих. О пифагоровой жизни.
Пифагор о душе
- Пифагор считал, что душа входит в человеческое тело лишь в момент его рождения, а не в момент зачатия.
- Самое важное в земной жизни – склонить душу к добру или ко злу. Люди счастливы (блаженны), когда душа становится доброй.
- Распорядитель душ – Гермес (Проводник, Привратник, Хтоний), так как он отправляет по назначению души при выходе из тела, как с земли, так и с моря. Чистые души он отводит к высочайшему очагу Гестии и престолам Зевса, а нечистым не разрешается приближаться ни к тем (чистым), ни друг к другу. Эринии сковывают их несокрушимыми оковами.
- Область души в человеческом теле простирается от сердца до головного мозга. Эмоции находятся в сердце, сознание и интеллект – в мозгу. Ощущения тела — «капли от них».
- Душа питается кровью. Мысли – ветры души. Вены, артерии и жилы – оковы души.
- Любая душа имеет и божественную часть, через которую возникает общность душ, ума у друзей и единение с божеством.
- Сознание и интеллектуальная часть души бессмертны, эмоциональная – смертна.
- Души, пришедшие в этот мир для наказания, должны быть наказаны. Поэтому труды (трудности) являются благом, и не следует ни с кого снимать его ношу, а нужно, наоборот, помогать ее взваливать.
Про переселение душ (метепсихоз)
- Считается, что Пифагор первым высказал мнение, что душа, проходя по кругу неизбежности, всякий раз воплощается в различных живых существах.
- Душа человека бессмертна и с гибелью тела вселяется (входит) в другое животное, которое всякий раз в этот самый момент рождается. Когда она обойдет всех земных, морских и пернатых животных, то снова вселится в рождающееся тело человека, причем полный круговорот она совершает за три тысячи лет.
- Пифагора считали не человеком и не богом, а существом особого рода.
- Он помнил свои прежние воплощения и потому стал заботиться о других людях, припоминая, какие жизни они прожили прежде.
- Пифагор укреплял о себе мнение, что до Троянской войны он был Эталидом, сыном Гермеса, в Троянскую войну – Эвфорбом, сыном Панфоя, противником Патрокла (Илиада XVII, 51–60), затем – Гермотимом Клазоменским, потом Пирром, рыбаком на Делосе, и, наконец, Пифагором-самосцем.
О посмертном странствии души
Пифагор так говорил своим ученикам о посмертном странствии души:
«Когда тебе суждено будет умереть, то, лишь душа твоя покинет мир подлунный и свет Солнца, ступай направо по священным лугам и рощам Ферсефонеи, тщательно остерегаясь соблазнов. Ты дойдешь до хорошо сделанного храма Аида. <...>
Если же долгов у тебя перед смертными и бессмертными немало, грозным голосом Эвклей ввергнет тебя, душу-светильник, в паденье. При этом, канув в Лету – реку Забвения, ты охладишься и прошлые жизни забудешь. Три мойры, обитающие у белых вод истока Леты под ночными покровами в пещере из добротного камня, над тобой склонятся и нить судьбы спрядут, ее отмерят и длину определят. Пав с безмерных высот на землю, ты ударишься больно. Нет тяжести более, чем этот удар. И начнутся страдания, и муки вернутся, ибо в тело вновь заключена душа и не свободна отныне. Так ты вновь воплотишься, о прошлых рождениях не помня».
-
Пифагор. Золотой канон.
Прим.
1. Пифагорейские золотые стихи. С комментарием философа Гиерокла. Перевод с древнегреческого И. Петер. – М.: Гнозис, 1995.
2. Ямвлих. О пифагоровой жизни. Вступительная статья и перевод И.Ю. Мельниковой. – М.: Алетейа, 2002.
3. Пифагор. Золотой канон. Фигуры эзотерики. – М.: Эксмо, 2003. – 448 с. (Антология мудрости).