«Герметическая» хронология

2008 Пути Гермеса каталог

Пути Гермеса. Обзор выставок во Флоренции, Венеции, Амстердаме, а теперь – в Москве. // Серия Гермес, 15. — Амстердам: Ин де Пеликаан, 2008.

 

«Герметическая» хронология


Античность

2400-2000 до н.э.
Первое упоминание Тота (Гермеса) в текстах пирамид.

2000-1000 до н.э.
Тот считается покровителем мудрости и изобретателем письменности.

1000-332 до н.э.
Египетский Тот становится греческим Гермесом.

570 до н.э.
Тот «дважды величайший».

240 до н.э. – 0 н.э.
Начиная с эпохи Птолемея о Тоте/Гермесе говорят «трижды величайший»: в римский период его называют Трисмегистом.

 

Поздняя античность

1-200
Вероятно, в этот период возникает философский герметизм (в т.ч. «Герметический свод»). Некоторые астрологические и магические тексты якобы датируются еще более ранним периодом.

150-300
Появление старейших греческих трудов по алхимии, в числе которых работы Зосима, первого алхимика, о котором имеются исторические данные.

310
Лактанций представляет Гермеса проповедником христианства.

413-423
Августин порицает Гермеса, называя его «рупором дьявола».

430-440
Карфагенский епископ Кводвультдей реабилитирует Гермеса для защиты христианского учения.

- 29 -

 

Средневековье

750-1020
Харранские сабеи объявили труды Гермеса «священным текстом» и назвали себя «народом Книги», тем самым обеспечив себе относительную свободу от давления ислама. В этот период написано большинство герметических трудов на арабском языке.

1050-1080
Михаил Пселл (г. Константинополь) приобретает экземпляр «Герметического свода» и пишет аннотации к нему. Его труд становится основой большинства из сохранившихся манускриптов.

1135-1150
Выполнены первые переводы с арабского на латынь трудов по философии, алхимии и магии, приписываемых Гермесу. Гуго де Санталья делает первый перевод «Изумрудной скрижали» Гермеса.

1040-1200
Запад вновь открывает для себя «Асклепия». Гермес играет главную роль в «Возрождении XII в.». В этот же период написана «Книга XXIV философов».

1228-1236
Парижский епископ Гийом Овернский порицает «Асклепия» и герметические труды по магии.

1230-1250
Вторая версия «Изумрудной скрижали» в «Тайной тайных» [Secretum secretorum]. Третья версия – на итальянском – в «Книге Гермеса об алхимии» [Liber Hermetis de Alchimia].

1250-1280
Расцвет герметической магии на Западе. «Пикатрикс» [Picatrix], «Книга ангела Разиэля» [Sefer Raziel]. Выдающиеся коллекционеры: Альфонсо Х Мудрый, Ришар де Фурниваль. Первая магическая библиография: «Зеркало астрономии» [Speculum astronomiae] Альберта Великого.

1300-1420
Распространение герметической алхимии и астрологии.

- 30 –

 

Возрождение

1428-1464
Переоценка «Асклепия» благодаря Николаю Кузанскому.

1439-1440
Приезд Гемиста Плифона во Флоренцию. Его встреча с Козимо де Медичи. Виссарион, византийский епископ Ниццы, становится католическим кардиналом. С 1440 г. живет в Риме.

1458-1460
Виссарион приобретает во Флоренции греческий список «Герметического свода» (июнь 1458 г.). Примерно через год Козимо де Медичи получает второй манускрипт этого текста, созданный в Македонии.

1463
Козимо поручает Марсилио Фичино перевести этот труд на латынь. Томмасо Бенчи переводит «Герметический свод» на итальянский язык (флорентийский вариант).

1468
Виссарион дарит свою библиотеку Венецианской республике. Таким образом, в коллекции библиотеки Сан Марко оказывается богатейшее собрание греческих манускриптов.

1469
В Риме выходит в свет первое печатное издание «Асклепия», включенное в «Opera» Апулея вместе с восхвалениями Дж.А. Бусси, предоставившего текст, в адрес Виссариона.

1471
В Тревизо выходит в свет первое печатное издание «Поймандра» в редакции Фичино.

1481-1493
«Поймандр» трижды переиздается в Венеции.

около 1490
Лодовико Лаццарелли переводит трактаты XVI-XVIII «Герметического свода» под названием «Defnitiones Asclepii ad regem Ammonem».

1507
Выполненный Лазарелли перевод «Defnitiones Asclepii» впервые напечатан Симфориэном Шампье в Лионе.

1516-1517
Последнее печатное издание «Поймандра» и «Асклепия» на латинском языке в Венеции (Италия): в типографии Альда Мануция (1516 г.) и в типографии Петруса де Кваренгиса (1517 г.).

1525
Первое печатное издание труда «Гармония мира» [De harmonia mundi] Франческо Джорджио – книги, которая как никакая другая повлияла на поздний герметизм.

1536
Первое печатное издание (Венеция) книг III-IV «Антологии» [Anthologium] Иоанна Стобея. В 1543 г. этот труд будет напечатан Конрадом Гесснером с латинским переводом.

1540
Библиотекарь Ватикана Агостино Стойко выпускает в Лионе труд «О вечной философии» [De philosophia perenni] – первое произведение, содержащее цитаты из «Поймандра» на греческом языке с новым переводом.

1541
24 сентября в Зальцбурге умирает Теофаст Парацельс. Его последователи называют его «Trismegistus Germanus» и формулируют учение герметического парацельсизма.

 

Ранняя современность

1542
Незадолго до своей смерти Себастьян Франк переводит на немецкий язык «Асклепия» и «Поймандра».

1548
Во Флоренции выходит первое печатное издание перевода «Поймандра» на итальянский язык, выполненного Бенчи.

1554
В Париже выходит первое печатное издание перевода «Помандра» на французский язык.

1554
В Париже выходит первое печатное издание греческого текста «Герметического свода» Турнеба и Вегетия.

1560
Начало «парацельского возрождения»: труды Парацельса большим тиражом выходят в Базеле, Страсбурге, Кельне...

- 32 -

1564
Владелец обширной библиотеки Джон Ди выпускает свою «Иероглифическую монаду» – произведение, которое в течение длительного времени будет определять развитие герметизма.

1564-1575
Магия и три ее дочери: Теология, Астрология и Медицина – «De tribus facultatibus» Александра фон Зухтена.

1571
Датчанин Петрус Северинус, первый врач-спагирик Венеции, в своем труде «Idea medicinae philosophicae» разрабатывает научную трактовку учения Парацельса.

1571-1573
Профессор медицины Томас Эрастус борется с учением Парацельса и требует смертной казни для последователей Парацельса.

1575
Первое печатное издание «Арбателя» – первого немецкого руководства по белой магии.

1579
Теодор Цвингер, автор «Театра человеческой жизни» [Teatrum vitae humanae], комментирует труд Гиппократа и становится последователем парацельсизма.

1579-1581
Философия Гермеса как средство католической и протестантской апологетики: Фредерик де Фуа Кандаль и Филипп Дю Плесси-Морней.

1580-1582
Иоганн Арндт пишет свой первый труд по теософии «De antiqua philosophia et divina veterum magorum sapientia recuperanda».

1586-1589
Папа Сикст V издает буллу, обличающую магов и магические искусства. В то же время с его ведома в текстах, высеченных на вновь установленных в Риме по его приказу обелисках, о нем самом говорят как о «трижды величайшем» – Trismegistus.

- 33 -

1591-1592
Франческо Патрицци выпускает свой труд «Новая философия вселенной» [Nova de universis philosophia] и получает звание профессора университета Ла Сапиенца. Годом позже в Венеции арестуют Джордано Бруно.

1595
В Гамбурге выходит «Амфитеатр вечной мудрости» [Amphitheatrum sapientiae aeternae] Генриха Кунрата – величайшее герметическое произведение всех времен.

1600
Джордано Бруно предан сожжению в Риме.

1602-1661
Страсбургский издатель Лазарь Цетцнер и его ученики выпускают наиболее полное собрание текстов по алхимии – «Химический театр» [Teatrum chemicum]. За первым следуют еще два издания, каждое из которых включает новые дополнения.

1611-1615
Андреас Либавий, незаслуженно считающийся «отцом современной химии», выступает с острой критикой парацельсизма и герметизма, но в то же время делает выписки из работ парацельсистов и герметиков.

1607-1608
Иоганн Валентин Андреа пишет фантазию «Химическая свадьба Христиана Розенкрейца» [Chymische Hochzeit Christiani Rosenkreuz].

1614
Основываясь исключительно на текстологических выводах, Исаак Казобон приходит к заключению о том, что «Герметический свод» является имитацией, написанной в период раннего христианства.

1612-1618
Печатаются труды Валентина Вейгеля.

1614-1616
Первые печатные издания розенкрейцерских манифестов – «Зова» (1614 г.), «Исповедания» (1615 г.) и «Химической свадьбы» (1616 г.).

1614-1625
Полемика вокруг розенкрейцерства: выходит более 300 трудов как в поддержку, так и против братства.

- 34 -

1618
Без ведома автора публикуется «Calendarium magicum» Иоганна Баптиста Гроссшеделя.

1617-1618
Взгляд герметиков на розенкрейцерство отражен в работах М. Майера, Р. Фладда, Д. Меглинга и Г. Ноллиуса.

1617-1618
В произведении о параллельной истории вселенной «Utriusque cosmi historia» Фладд говорит о Гермесе и Моисее как о современниках.

1618-1624
Якоб Бёме создает основную часть своих произведений.

1625
Первое печатное издание «Герметического музея» [Musaeum Hermeticum].

1635-1652
Джордано Бруно вновь открыт благодаря Абрагаму фон Франкенбергу, чей труд «Oculus sidereus» (Гданьск, 1644 г.) содержит апологию Бруно.

1636-1680
Иезуит Атанасиус Кирхер превращает герметизм в музейный экспонат.

1643
Абрахам ван Бейерланд переводит «Герметический свод» на нидерландский язык.

1649
Нападая на Парацельса, Герман Конринг выступает с резкой критикой герметизма.

1657
В.К. Кригсманн представляет Гермеса ветхозаветным мудрецом и выдвигает теорию происхождения немцев от Гермеса (Taut=Teutsch), а также реконструирует «Изумрудную скрижаль» на древнееврейском.

1660-1670
Алхимия и герметизм при дворе шведской королевы Кристины: Ф.М. Сантинелли, Ф. Гвальди.

1667-1674
Олаус Боррихиус пишет замечательную апологию в защиту герметизма и алхимии.

1676
В Венеции проходит суд инквизиции над Федерико Гвальди.

1678
Появление Ордена Злато-Розового Креста в Италии: «Capitoli dei Fratelli dell’Aurea Croce ovvero dell’Aurea Rosa».

1678
Ралф Кедворт защищает Гермеса от нападок Казобона и других критиков, представляя Гермеса египетским мудрецом.

1690
Э.Д. Колберг сводит счеты с парацельсистами, теософами и розенкрейцерами в своем труде «Das platonisch-hermetische Christenthum».

1700-1720
Вокруг имени Федерико Гвальди возникают легенды: его представляют то мудрецом-долгожителем (400 лет), то Императором розенкрейцеров.

1710-1714
Часть братьев Злато-розового Креста, приверженцев итальянского «Capitoli» и немецкого «Praecepta et Regula der Fraternität» Синсеруса Ренатуса (Самуэля Рихтера), влилась в круг немецких лютеран.

1720-1745
Окончательная редакция свода правил Ордена Злато-розового Креста. Книга «Тайные фигуры розенкрейцеров» расходится в рукописном виде.

1747-1760
Герман Фиктульд и созданное им «Общество Злато-розового Креста» – продолжателей традиции Рыцарей Золотого Руна.

1760-1788
Увлечение золотым розенкрейцерством в масонских кругах Германии, Швеции, России, Италии.

1785-1787
Гонения на масонов в Венеции: принадлежащая Ложе собственность конфискована, инквизиция устраивает аутодафе масонов. Бенедиктинец Пуйяти [G.М. Pujati] официально обличает масонство (Венеция, S. Occhi, 1787).

- 36 -

1785-1788
Последний герметический манифест эпохи Просвещения «Тайные фигуры розенкрейцеров» издается в Альтоне в 1785-1788 гг.

 

Современность

1785
Британский музей приобретает гностический манускрипт «Пистис София» [Pistis Sophia] на коптском языке, найденный доктором А. Аскью – т.н. «Аскевианский кодекс» [Codex Askewianus].

1848
Оксфордская библиотека Бодлейан приобретает гностический трактат на коптском языке «Бруцианский Кодекс» [Codex Brucianus], созданный в Верхнем Египте.

1850
Первое печатное издание труда Мэри Энн Этвуд «Поу чительное исследование герметических мистерий» [A Suggestive Enquiry into the Hermetic Mystery].

1854
Parthey, Hermetis Trismegisti Poemander.

1855
Австрийский теософ и алхимик Алетофил (Вольф фон Меттерних) повторно издает первый немецкий перевод «Герметического свода», датируемый 1706 г.

1866
L. Ménard, Hermès Trismégiste traduction complète.

1870
Предполагаемая дата создания «Герметического Братства Луксора» [Hermetic Brotherhood of Luxor]. В число его членов входят такие известные личности, как Папюс, Е.П. Блаватская и Б. Литтон.

1875
Е.П. Блаватская, Генри Олкотт и др. создают «Теософское общество» [Teosophical Society].

1882
J.D. Chambers, Hermes Trismegistus. Te theological and philosophical works.

- 37 -

1884
А. Кингсфорд и Эдвард Мэйтленд основывают «Герметическое общество».

1884
Х. Дженнингс повторно издает книгу Дж. Эверарда «Божественный Поймандр» [Te Divine Pymander] (1650 г.).

1885
Основание американского «Герметического Братства Света»
[Hermetic Brotherhood of Light].

1885
Кингсфорд и Мэйтленд издают «Деву мира» [Te Virgin of the World] («Korè Kosmou» Стобея).

1888
В.В. Весткотт и С.Л. Мак-Грегор-Матерс создают «Герметический Орден Золотой Зари» [Hermetic Order of the Golden Dawn].

1894
В.В. Весткотт, «Поймандр» (вторая часть его герметических трудов) выпущен под общим названием «Герметический сборник» [Collectanea Hermetica] (1893-1896 гг.).

1896
Берлинский музей приобретает в Каире гностический папирусный свиток на коптском языке – «Берлинский кодекс 8502» [Codex Berolinensis 8502].

1890-91
G.R.S. Mead, Pistis Sophia.

1896-1936
F. Cumont et al., Catalogus codicum astrologorum graecorum.

1904
R. Reitzenstein, Poimandres. Studien zur Griechisch-Ägyptischen und frühchristlichen Literatur.

1906
G.R.S. Mead, Trice-Greatest Hermes. Studies in Hellenistic Teosophy and Gnosis.

1924-36
В. Скотт, «Герметический свод», Асклепий и фрагменты из Стобея.

1927-1932
J. Bidez et al., Catalogue des manuscrits alchimiques grecs.

- 38 -

1931
J. Evola, «La tradizione ermetica: nei suoi simboli, nella sua dottrina e nella sua arte regia» – первая работа, знакомящая широкую публику с понятием «герметическая традиция».

1936
W. Kingsland, Te gnosis or ancient wisdom in the Christian scriptures.

1944
Варбургский институт включен в структуру Лондонского университета.

1945
Найдены гностические кодексы Наг-Хаммади.

1945-54
A.D. Nock & A.J. Festugière, Corpus Hermeticum.

1956
J. van Rijckenborgh, De Egyptische oer-gnosis en Haar roep in het Eeuwige Nú (первое издание 1960-65 гг.).

1957
Йоост Р. Ритман основывает Библиотеку герметической философии.

1964
F. Yates (Warburg Institute), Giordano Bruno and the Hermetic Tradition.

1969
Найден «Кельнский кодекс».

1978
J.-P. Mahé, Hermès en Haute-Égypte.

1985-1990
Лейденское издательство «Brill» издает кодексы Наг-Хаммади.

1988
Конгресс «Гнозис – третий компонент европейской культурной традиции» [Gnosis, de derde component van de Europese cultuurtraditie].

1988
Статья «Présence d’Hermès Trismégiste» в журнале «Cahiers de l’hermétisme».

1990
R. van den Broek, G. Quispel, Corpus Hermeticum, In de Pelikaan, Amsterdam.

- 39 -

1990
Выставка «Hermes Trismegistus Pater Philosophorum» в Библиотеке герметической философии.

1992
G. Quispel, ed., De hermetische gnosis in de loop der eeuwen.

1992
B.P. Copenhaver, Hermetica. Te Greek ‘Corpus Hermeticum’and the Latin ‘Asclepius’.

1996
G. Quispel, Asclepius. De volkomen openbaring van Hermes Trismegistus, In de Pelikaan, Amsterdam.

1997
Das Corpus Hermeticum Deutsch. Eds. Carsten Colpe, Jens Holzhausen.

1999
Флорентийская библиотека Лауренциана совместно с Библиотекой герметической философии проводит выставку «Marsilio Ficino e il ritorno di Ermete Trismegisto».

2000
Выставка памяти Джордано Бруно в Библиотеке Касанатезе [Biblioteca Casanatense] в Риме.

2000
Основание кафедры истории герметической философии и родственных течений при Амстердамском университете.

2003
Выставка «Дорогами Гермеса» в Библиотеке герметической философии.

2005
«Кельнский кодекс», Й. ван Оорт и К. Квиспел [De Keulse Mani Codex, J. van Oort, G. Quispel], издательство «In de Pelikaan», Амстердам.

2006
Издательство «In de Pelikaan», Амстердам, выпускает книгу Р. ван ден Брука «Гермес Трисмегист. Введение, тексты, комментарии» [R. van den Broek. «Hermes Trismegistus. Inleiding, teksten, commentaren].

2007
Выставка «Путь Якоба Бёме в мире» [Jacob Böhmes Weg in die Welt] в Библиотеке герметической философии. Каталог выставки «Jacob Böhmes Weg in die Welt. Zur Geschichte der Handschrifensammlung, Übersetzungen und Editionen von Abraham Willemszoon van Beyerland» под редакцией Т. Хармсена выпущен амстердамским издательством «In de Pelikaan».

Юбилейный конгресс в Амстердаме 25-26 октября, приуроченный к пятидесятилетию существования Библиотеки герметической философии.

2008
Выставка «Дорогами Гермеса» во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы им. М.И. Рудомино в Москве.

 

 


Информация охраняется авторским правом и другими правами на интеллектуальную собственность и является собственностью соответствующих правообладателей: © Вiblioteca Philosophica HermeticaIn de PelikaanRozekruis Pers.

Адрес:
mir-gnozis.ru |
сайт о духовном пути
Яндекс.Метрика ; Рейтинг@Mail.ru