Античные философы о смысле жизни

античность 4

О смысле жизни одной фразой

  • Пифагореизм – цель нравственное очищение души и тела (катарсис).

  • Кинизм (от греч. kyon – собака, лат. cynici) – добродетельная жизнь по-природе в ее простоте и непритязательности, свобода от условностей общества.

  • Эпикуреизм – высшим благом считается наслаждение жизнью, которое подразумевает отсутствие физической боли и тревог, а также избавление от страха перед смертью и богами (атараксия).

  • Гедонизм (от греч. hedone – наслаждение) – высшим благом и смыслом жизни является удовольствие. 

  • Эвдемонизм (от греч. eudaimonia – счастье) – смысл жизни состоит в достижении счастья, которое мыслится как реализация разумных целей человека. В средние века (у Фомы Аквинского) эвдемонизм – "наивысшее счастье, которое заключается в познании Бога и возможности узреть его в грядущей жизни".

  • Аскетизм (от греч. ascesis – тренировка атлетов) – нравственное самосовершенствование путем различных аскетических практик.

  • Стоицизм – добродетель в мудрости и благоразумии, быть свободным от неправильных суждений и болезней души.

 

В античной философии

В стоицизме

 

Античные философы о смысле жизни


Пифагор (ок. 570–490 гг. до н. э.) 

Согласно Аристотелю, Пифагор утверждал, что «человек создан богом для познания и созерцания», ему приписывают и авторство термина «философия», понимаемой как предпочтение жизни, посвященной познанию. 

пифагор_01

Пифагор называл себя «любящий мудрость» (от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость). Сочинений Пифагора не сохранилось, его учение дошло до нас со слов других авторов, в том числе идеи бессмертия души, метепсихоза (переселения душ), гармонии сфер (музыка сфер) и др. Высшей целью пифагорейцев был катарсис – освобождение от круга перерождений через очищение души и тела и возвращение в божественное состояние.

 

Сократ (ок. 470–399 гг. до н. э.)

– легендарный античный философ, учитель Платона, воплощенный идеал истинного мудреца в исторической памяти человечества. <...> Знаменитую дельфийскую максиму «Познай самого себя» Сократ понимал как призыв к моральному самосовершенствованию и в этом видел истинное религиозное благочестие. Философия есть воспитание души и как бы второе, духовное рождение человека.

сократ-01

Главное благо Сократ видел в «заботе о душе», нравственном самосовершенствовании, достигаемом познанием истинной сущности человека. Себя он считал не мудрецом, а человеком, который только помогает рождаться истине. Излюбленными методами его были ирония и майевтика (от греч. maieutike — повивальное искусство). Сократ ничего не записывал, его учение рождалось в беседах с живыми людьми на улицах и площадях. Его диалоги дошли до нас благодаря записям его ученика Платона и других античных авторов. 

 

Демокрит (ок. 460–370 гг. до н. э.)

Наивысшая добродетель – эвтюмия, которая не тождественна удовольствию; она есть такое состояние, при котором «душа спокойна и неколебима, не терзается никакими страхами, суевериями или прочими переживаниями».

демокрит 03

* * *
Подобно тому, как существует болезнь тела, существует также и болезнь образа жизни.

* * *
Счастлив тот, кто при малых средствах пользуется хорошим расположением духа, несчастлив тот, кто при больших средствах не имеет душевного веселья.

 

Антисфен из Афин (ок. 455–366 гг. до н.э.)

– древнегреческий философ, ученик Горгия и Сократа, основатель школы киников, вел аскетический образ жизни. Основа этики Антисфена - самодостаточность (автаркия), проповедовал отказ от каких-либо потребностей: ни в чем не нуждаться и не иметь ничего лишнего. Образ жизни киников оказал влияние на оформление христианского аскетизма, а также на юродство и странничество. 

антисфен_2

Антисфен считал, что добродетели можно научить. Благодаря самоограничению человек достигает той же самодостаточности, какой божество обладает благодаря преизбытку в благе. Этот образ мудреца от Антисфена перешел к стоикам, а внешний облик (короткий двойной плащ на голое тело, длинная борода, посох странника, сума нищего) – к киникам. Идеал мудреца у киников – бездомный нищий, героически переносящий труды и тяготы, равный богу в своей независимости.

 

Эпикур (ок. 442–370 гг. до н. э.)

– основатель эпикуреизма в Афинах («Сад Эпикура»). Четыре принципа эпикурейской философии: не бойся богов, не беспокойся о смерти, благо легко достижимо, зло легко переносимо.  Высшим благом в эпикуреизме является наслаждение жизнью, спокойствие и безмятежность. Это состояние – атараксия –  достигается мудрецом, благодаря отсутствию тревог и страха перед богами и смертью. 

_эпикур_1

* * *
Тетрафармакон (греч. Tetrapharmakon – «лекарство из четырех компонентов»): «Богов нечего бояться. Смерти нечего бояться. Боль переносима. Счастье достижимо».

* * *
Конечная цель блаженной жизни – телесное здоровье и душевная безмятежность.

* * *
Самое страшное из зол – смерть – не имеет к нам никакого отношения, так как, пока мы существуем, смерть еще отсутствует; когда же она приходит, мы уже не существуем.

* * *
Для мудрого достаточно одной человеческой жизни, а глупый не будет знать, что ему делать с вечностью.

 

Аристипп (ок. 435–355 гг. до н. э.)

– ученик и друг Сократа, основатель школы киренаиков, которые противопоставили себя аскетизму и высшей ценностью жизни считали наслаждение. Суть учения киренаиков – не жалеть о прошлом, не заботиться о будущем и жить, наслаждаясь настоящим (гедонизм).

_аристип_01

Аристипп учил, что несчастье заключается не в наслаждениях как таковых, а в порабощениями ими человека. Поэтому «лучшая доля не в том, чтобы воздерживаться от наслаждений, а в том, чтобы властвовать над ними, не подчиняясь им» (Diog. Laert. II 75)

 

Платон (ок. 427–347 гг. до н. э.)

– ученик Сократа, учитель Аристотеля.

платон-01

* * *
Никто не становится хорошим человеком случайно.

* * *
Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее, если оно еще может стать совершеннее.

* * *
Заботясь о счастье других, мы находим своё собственное.

* * *
Бог в нас самих.

* * *
Любящий божественнее любимого, потому что вдохновлен богом.

 

Диоген Синопский (ок. 412–323 гг. до н. э.)

– ученик Антисфена, наиболее яркий представитель кинизма, этическим идеалом которого были: крайняя простота, удовлетворение только самых необходимых потребностей, свобода и независимость от условностей общества. 

диоген 02

* * *
Если в жизни нет удовольствия, то должен быть хоть какой-нибудь смысл.

* * *
Смерть – не зло, ибо в ней нет бесчестья.

* * *
Бедность сама пролагает путь к философии. То, в чем философия пытается убедить на словах, бедность вынуждает осуществлять на деле.

* * *
Я – гражданин мира.

 

Аристотель (ок. 384–322 гг. до н. э.)

– ученик Платона, учитель Александра Македонского. 

аристотель_02

* * *
Все знают, что смерть неизбежна, но так как она не близка, то никто о ней не думает.

* * *
Добро для человека – это активное использование способностей его души в соответствии с высоким достоинством или добродетелью.

* * *
Как конь рожден для бега, бык для пахоты, а собака для поисков, так и человек рожден для двух вещей – для умопостижения и действия, как некий смертный бог.

* * *
В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.

  • Диоген Лаэртский. Жизнь, учения и изречения знаменитых философов. Кн. V, 1.

 

Зенон Китийский (ок. 364–262 гг. до н.э)

Счастье стоического мудреца состоит в том, что он не желает никакого счастья. С точки зрения стоицизма человек в идеале должен мужественно, стоически подчиняться судьбе, так как противиться ей бессмысленно. 

зенон_1

В чем состоит высшее благо? Стоицизм отвечает на вопрос, как и многие другие античные мыслители: в счастье. Счастье Зенон понимал как жизнь согласно природе, что означает жить в соответствии с добродетелью. А добродетель – это то, что совершенно в соответствии с разумом. Зло же – это то, что противоположно добродетели, порок. Все остальное, кроме добродетели и порока, относится к безразличным вещам (адиафора).  Человек не может хотеть того, что не в его власти. Поэтому идеал стоика – это смирение с судьбой, покой (атараксия) или терпение (анатея). 

 

Луций Анней Сенека (4 до н. э.– 65)

сенека_2

* * *
Век живи – век учись тому, как следует жить.

* * *
Вечного нет ничего, да и долговечно тоже немногое.

* * *
Пусть будет нашей высшей целью одно: говорить, как чувствуем, и жить, как говорим.

* * *
Чтобы жизнь была приятна, надо отложить все попечения о ней.

 

Эпиктет (ок. 50–135)

эпиктет - 1

 

Марк Аврелий (121–180)

марк аврелий_1

* * *

Время человеческой жизни – миг.
Её сущность – вечное течение.
Ощущение смутно,
Строение всего тела бренно.
Душа неустойчива,
Судьба загадочна,
Слава недостоверна.
Одним словом, всё, относящееся к нему,
Подобно потоку, относящееся к душе сновидению и дыму.
Жизнь – борьба и странствие по чужбине,
Посмертная слава – забвение.
Но что же может вывести на путь?

* * *

Всё настоящее – мгновение вечности.

* * *
Скоро ты забудешь обо всём, и всё, в свою очередь, забудет о тебе.

* * *
Живи так, как будто ты сейчас должен проститься с жизнью, как будто время, оставленное тебе, есть неожиданный подарок.

* * *
Самое тихое и безмятежное место, куда человек может удалиться, – это его душа... Почаще же разрешай себе такое уединение и черпай в нем новые силы.

* * *
Самый презренный вид малодушия – это жалость к самому себе.

* * *
Будь подобен скале: волны беспрестанно разбиваются о нее, она же стоит недвижимо, и вокруг нее стихают взволнованные воды.

* * *
Если вас раздражает некий предмет, то виноват в этом не он сам, а ваше суждение о нём. И в ваших силах изменить это суждение.

* * *
Любить тех, кто ошибается и заблуждается, – особое свойство человека. Такая любовь рождается тогда, когда ты понимаешь, что все люди – твои братья. Что они погрязли в невежестве и заблуждаются не по своей воле.

* * *
Приспособься к тому окружению, в котором тебе предназначено жить, и проявляй истинную любовь к своим братьям, которыми окружила тебя судьба.

Адрес:
«Человек. Мир. Гнозис»
сайт о духовном Пути
mir-gnozis.ru
Яндекс.Метрика ; Рейтинг@Mail.ru