О смысле жизни

античность 4

Смысл жизни (лат. sensus animae) как философская и духовная проблема

 

Античная философия

Стоицизм

Философия Нового времени и Эпохи Просвещения

Экзистенциализм

Наука психология 

 

Цитаты о смысле жизни


Пифагор (ок. 570–490 гг. до н. э.) 

Согласно Аристотелю, Пифагор утверждал, что «человек создан богом для познания и созерцания», ему приписывают и авторство термина «философия», понимаемой как предпочтение жизни, посвященной познанию. 

пифагор_01

Пифагор называл себя «любящий мудрость» (от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость). Сочинений Пифагора не сохранилось, его учение дошло до нас со слов других авторов, в том числе идеи бессмертия души, метепсихоза (переселения душ), гармонии сфер (музыка сфер) и др. Высшей целью пифагорейцев был катарсис – освобождение от круга перерождений через очищение души и тела и возвращение в божественное состояние.

 

Сократ (ок. 470–399 гг. до н. э.)

– легендарный античный философ, учитель Платона, воплощенный идеал истинного мудреца в исторической памяти человечества. <...> Знаменитую дельфийскую максиму «Познай самого себя» Сократ понимал как призыв к моральному самосовершенствованию и в этом видел истинное религиозное благочестие. Философия есть воспитание души и как бы второе, духовное рождение человека.

сократ-01

Главное благо Сократ видел в «заботе о душе», нравственном самосовершенствовании, достигаемом познанием истинной сущности человека. Себя он считал не мудрецом, а человеком, который только помогает рождаться истине. Излюбленными методами его были ирония и майевтика (от греч. maieutike — повивальное искусство). Сократ ничего не записывал, его учение рождалось в беседах с живыми людьми на улицах и площадях. Его диалоги дошли до нас благодаря записям его ученика Платона и других античных авторов. 

 

Демокрит (ок. 460–370 гг. до н. э.)

Наивысшая добродетель – эвтюмия, которая не тождественна удовольствию; она есть такое состояние, при котором «душа спокойна и неколебима, не терзается никакими страхами, суевериями или прочими переживаниями».

демокрит 03

* * *
Подобно тому, как существует болезнь тела, существует также и болезнь образа жизни.

* * *
Счастлив тот, кто при малых средствах пользуется хорошим расположением духа, несчастлив тот, кто при больших средствах не имеет душевного веселья.

 

Антисфен из Афин (ок. 455–366 гг. до н.э.)

– древнегреческий философ, ученик Горгия и Сократа, основатель школы киников, вел аскетический образ жизни. Основа этики Антисфена - самодостаточность (автаркия), проповедовал отказ от каких-либо потребностей: ни в чем не нуждаться и не иметь ничего лишнего. Образ жизни киников оказал влияние на оформление христианского аскетизма, а также на юродство и странничество. 

антисфен_2

Антисфен считал, что добродетели можно научить. Благодаря самоограничению человек достигает той же самодостаточности, какой божество обладает благодаря преизбытку в благе. Этот образ мудреца от Антисфена перешел к стоикам, а внешний облик (короткий двойной плащ на голое тело, длинная борода, посох странника, сума нищего) – к киникам. Идеал мудреца у киников – бездомный нищий, героически переносящий труды и тяготы, равный богу в своей независимости.

 

Эпикур (ок. 442–370 гг. до н. э.)

– основатель эпикуреизма в Афинах («Сад Эпикура»). Четыре принципа эпикурейской философии: не бойся богов, не беспокойся о смерти, благо легко достижимо, зло легко переносимо.  Высшим благом в эпикуреизме является наслаждение жизнью, спокойствие и безмятежность. Это состояние – атараксия –  достигается мудрецом, благодаря отсутствию тревог и страха перед богами и смертью. 

_эпикур_1

* * *
Тетрафармакон (греч. Tetrapharmakon – «лекарство из четырех компонентов»): «Богов нечего бояться. Смерти нечего бояться. Боль переносима. Счастье достижимо».

* * *
Конечная цель блаженной жизни – телесное здоровье и душевная безмятежность.

* * *
Самое страшное из зол – смерть – не имеет к нам никакого отношения, так как, пока мы существуем, смерть еще отсутствует; когда же она приходит, мы уже не существуем.

* * *
Для мудрого достаточно одной человеческой жизни, а глупый не будет знать, что ему делать с вечностью.

 

Аристипп (ок. 435–355 гг. до н. э.)

– ученик и друг Сократа, основатель школы киренаиков, которые противопоставили себя аскетизму и высшей ценностью жизни считали наслаждение. Суть учения киренаиков – не жалеть о прошлом, не заботиться о будущем и жить, наслаждаясь настоящим (гедонизм).

_аристип_01

Аристипп учил, что несчастье заключается не в наслаждениях как таковых, а в порабощениями ими человека. Поэтому «лучшая доля не в том, чтобы воздерживаться от наслаждений, а в том, чтобы властвовать над ними, не подчиняясь им» (Diog. Laert. II 75)

 

Платон (ок. 427–347 гг. до н. э.)

– ученик Сократа, учитель Аристотеля.

платон-01

* * *
Никто не становится хорошим человеком случайно.

* * *
Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее, если оно еще может стать совершеннее.

* * *
Заботясь о счастье других, мы находим своё собственное.

* * *
Бог в нас самих.

* * *
Любящий божественнее любимого, потому что вдохновлен богом.

 

Диоген Синопский (ок. 412–323 гг. до н. э.)

– ученик Антисфена, наиболее яркий представитель кинизма, этическим идеалом которого были: крайняя простота, удовлетворение только самых необходимых потребностей, свобода и независимость от условностей общества. 

диоген 02

* * *
Если в жизни нет удовольствия, то должен быть хоть какой-нибудь смысл.

* * *
Смерть – не зло, ибо в ней нет бесчестья.

* * *
Бедность сама пролагает путь к философии. То, в чем философия пытается убедить на словах, бедность вынуждает осуществлять на деле.

* * *
Я – гражданин мира.

 

Аристотель (ок. 384–322 гг. до н. э.)

– ученик Платона, учитель Александра Македонского. 

аристотель_02

* * *
Все знают, что смерть неизбежна, но так как она не близка, то никто о ней не думает.

* * *
Добро для человека – это активное использование способностей его души в соответствии с высоким достоинством или добродетелью.

* * *
Как конь рожден для бега, бык для пахоты, а собака для поисков, так и человек рожден для двух вещей – для умопостижения и действия, как некий смертный бог.

* * *
В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.

  • Диоген Лаэртский. Жизнь, учения и изречения знаменитых философов. Кн. V, 1.

 

Зенон Китийский (ок. 364–262 гг. до н.э)

Счастье стоического мудреца состоит в том, что он не желает никакого счастья. С точки зрения стоицизма человек в идеале должен мужественно, стоически подчиняться судьбе, так как противиться ей бессмысленно. 

зенон_1

В чем состоит высшее благо? Стоицизм отвечает на вопрос, как и многие другие античные мыслители: в счастье. Счастье Зенон понимал как жизнь согласно природе, что означает жить в соответствии с добродетелью. А добродетель – это то, что совершенно в соответствии с разумом. Зло же – это то, что противоположно добродетели, порок. Все остальное, кроме добродетели и порока, относится к безразличным вещам (адиафора).  Человек не может хотеть того, что не в его власти. Поэтому идеал стоика – это смирение с судьбой, покой (атараксия) или терпение (анатея). 

 

Луций Анней Сенека (4 до н. э.– 65)

сенека_2

* * *
Век живи – век учись тому, как следует жить.

* * *
Вечного нет ничего, да и долговечно тоже немногое.

* * *
Пусть будет нашей высшей целью одно: говорить, как чувствуем, и жить, как говорим.

* * *
Чтобы жизнь была приятна, надо отложить все попечения о ней.

 

 

Эпиктет (ок. 50–135)

эпиктет - 1

 

Марк Аврелий (121–180)

марк аврелий_1

* * *

Время человеческой жизни – миг.
Её сущность – вечное течение.
Ощущение смутно,
Строение всего тела бренно.
Душа неустойчива,
Судьба загадочна,
Слава недостоверна.
Одним словом, всё, относящееся к нему,
Подобно потоку, относящееся к душе сновидению и дыму.
Жизнь – борьба и странствие по чужбине,
Посмертная слава – забвение.
Но что же может вывести на путь?

* * *

Всё настоящее – мгновение вечности.

* * *
Скоро ты забудешь обо всём, и всё, в свою очередь, забудет о тебе.

* * *
Живи так, как будто ты сейчас должен проститься с жизнью, как будто время, оставленное тебе, есть неожиданный подарок.

* * *
Самое тихое и безмятежное место, куда человек может удалиться, – это его душа... Почаще же разрешай себе такое уединение и черпай в нем новые силы.

* * *
Самый презренный вид малодушия – это жалость к самому себе.

* * *
Будь подобен скале: волны беспрестанно разбиваются о нее, она же стоит недвижимо, и вокруг нее стихают взволнованные воды.

* * *
Если вас раздражает некий предмет, то виноват в этом не он сам, а ваше суждение о нём. И в ваших силах изменить это суждение.

* * *
Любить тех, кто ошибается и заблуждается, – особое свойство человека. Такая любовь рождается тогда, когда ты понимаешь, что все люди – твои братья. Что они погрязли в невежестве и заблуждаются не по своей воле.

* * *
Приспособься к тому окружению, в котором тебе предназначено жить, и проявляй истинную любовь к своим братьям, которыми окружила тебя судьба.

 

Философия Нового времени и эпохи Просвещения

Бенедикт Спиноза (1632–1677)

– нидерландский философ-рационалист и натуралист, один из главных представителей философии Нового времени.

спиноза_01

* * *
Свободный человек ни о чем так мало не думает, как о смерти, и мудрость его состоит в размышлении о жизни, а не о смерти.

* * *
Страх возникает вследствие бессилия духа.

* * *
Я понял, что все вещи, которых я боялся и которые боялись меня, являются добрыми или злыми лишь в той мере, в какой они воздействуют на мой разум.

* * *
Наш разум был бы менее совершенен, если бы душа оставалась одинокой и не познавала ничего, кроме самой себя... Поэтому для человека нет ничего полезнее человека.

* * *
Счастье – не награда за добродетель, а сама добродетель; не потому мы наслаждаемся счастьем, что обуздали свои страсти, а наоборот, наслаждение счастьем делает нас способными обуздать их.

 

Артур Шопенгауэр (1788–1860)

шопенгауэр_01

* * *
Смерть – вдохновляющая муза философии: без нее философия вряд ли бы даже существовала.

* * *
В минуту смерти эгоизм претерпевает полное крушение. Отсюда страх смерти. Смерть поэтому есть некое поучение эгоизму, произносимое природою вещей.

* * *
В нас существует нечто более мудрое, нежели голова. Именно, в важные моменты, в главных шагах своей жизни мы руководствуемся не столько ясным пониманием того, что надо делать, сколько внутренним импульсом, который исходит из самой глубины нашего существа.

* * *
Вера и знание – это две чаши весов: чем выше одна, тем ниже другая.

* * *
Всякий замкнут в своём сознании, как в своей коже, и только в нем живет непосредственно.

* * *
Глубокие истины можно только усмотреть, а не вычислить, то есть впервые вы познаете их, непосредственно осененные мгновенным впечатлением.

* * *
Для каждого человека ближний – зеркало, из которого смотрят на него его собственные пороки; но человек поступает при этом как собака, которая лает на зеркало в том предположении, что видит там не себя, а другую собаку.

* * *
Искренно друзья только называют себя друзьями; враги же искренни и на деле; поэтому их хулу следует использовать в целях самопознания, так как мы принимаем горькое лекарство.

* * *
Для нашего счастья то, что мы такое, – наша личность – является первым и важнейшим условием, уже потому, что сохраняется всегда и при всех обстоятельствах.

* * *
Жизнь есть ночь, проводимая в глубоком сне, часто переходящем в кошмар.

* * *
Мудрецы всех времён постоянно говорили одно и то же, а глупцы, всегда составлявшие огромнейшее большинство, постоянно одно и то же делали – как раз противоположное; так будет продолжаться и впредь.

* * *
Рожденные для того, чтобы направить мир чрез море лжи к истине и вывести его из глубокой пропасти дикости и пошлости – на свет, к высокой культуре и благородству, – они, хотя и живут среди людей, однако, все же не принадлежат, в сущности к их обществу и потому уже с юности сознают себя значительно отличающимися от них существами; впрочем, вполне ясное сознание этого слагается не сразу, а с годами.

* * *
Человек избегает, выносит или любит одиночество сообразно с тем, какова ценность его «Я».

* * *
Когда люди вступают в тесное общение между собой, то их поведение напоминает дикобразов, пытающихся согреться в холодную зимнюю ночь. Им холодно, они прижимаются друг к другу, но чем сильнее они это делают, тем больнее они колют друг друга своими длинными иглами. Вынужденные из-за боли уколов разойтись, они вновь сближаются из-за холода, и так - все ночи напролет. – Volume II, Kapitel XXXI, Section 396.

  • Parerga и Paralipomena (1851)

* * *
Так как всё существующее и происходящее существует и происходит непосредственно лишь в сознании человека, то, очевидно, свойства этого сознания существеннее всего и играют более важную роль, чем отражающиеся в нём образы. Все наслаждения и роскошь, воспринятые туманным сознанием глупца, окажутся жалкими по сравнению с сознанием Сервантеса, пишущего в тесной тюрьме своего Дон-Кихота.

  • Афоризмы житейской мудрости  (1851)

 

Фридрих Ницше (1844–1900)

ницше_01

* * *
Тот, кто знает, зачем жить, может вынести почти любое как.

  • Антихрист

* * *
«Возлюби ближнего своего» – это значит прежде всего: «Оставь ближнего своего в покое!» – И как раз эта деталь добродетели связана с наибольшими трудностями.

  • Злая мудрость

***
Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя.

  • По ту сторону добра и зла 

* * *
С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже впиваются корни его в землю, вниз, в мрак и глубину, – ко злу. 

* * *
Бог умер: теперь хотим мы, чтобы жил сверхчеловек. 

* * *
Человек – это канат, протянутый между животным и Сверхчеловеком, это канат над пропастью. 

  • Так говорил Заратустра

 

Сёрен Обю Кьеркегор (1813–1855)

— датский философ, протестантский теолог и писатель. Основоположник экзистенциализма.

Кьеркегор_02

* * *
В прежние времена говаривали: «Жаль, что в мире никогда ничего не происходит по пасторским проповедям». Но, может быть, придет еще время — пожалуй, благодаря философии, — когда можно будет сказать: «К счастью, в мире никогда ничего не происходит по пасторским проповедям», ибо в жизни есть хоть какой-то смысл, а в его проповедях — совсем никакого.

  • Страх и трепет (1843)

* * *
Что будет? Что принесет грядущее? Я этого не знаю, я ни о чем не догадываюсь. Когда паук, потеряв точку опоры, срывается в неизвестность последствий, он неизменно видит перед собой пустое пространство, где не за что зацепиться, сколько ни барахтайся. Вот так и со мною; впереди неизменно пустое пространство, а то, что гонит меня вперед, есть последствие, оставленное позади. Эта жизнь лишена смысла и ужасна, невыносима.

  • Или - или (1843)

* * *
Какой смысл в слове «моя»? Ведь оно не обозначает того, что принадлежит мне, но то, чему принадлежу я, что заключает в себе все мое существо. Это «то» мое лишь настолько, насколько я принадлежу ему сам. "Мой Бог" ведь это не тот Бог, Который принадлежит мне, но тот, Которому принадлежу я. То же самое и относительно выражений: "моя родина", "моё призвание", "моя страсть", "моя надежда".

  • Дневник обольстителя

* * *
Повесься, ты пожалеешь об этом; не повесься, ты и об этом пожалеешь, в том и другом случае ты пожалеешь об этом. Таково, милостивые государи, резюме всей жизненной мудрости...

 

 

Мартин Хайдеггер (1889–1976)

– немецкий мыслитель, один из крупнейших философов XX века и самых выдающихся представителей немецкого экзистенциализма.

хайдеггер_01

* * *
Всякая онтология, распоряжайся она сколь угодно богатой и прочно скрепленной категориальной системой, остается в основе слепой и извращением самого своего ее назначения, если она прежде достаточно не прояснила смысл бытия и не восприняла это прояснение как свою фундаментальную задачу.

* * *
Каждый метафизический вопрос может быть задан только так, что спрашивающий – как таковой – тоже вовлекается в него, т.е. тоже подпадает под вопрос.

* * *
Как верно то, что мы никогда не схватываем все сущее в его абсолютной совокупности, так несомненно и то, что мы все-таки оказываемся стоящими посреди так или иначе приоткрывающейся совокупности сущего.

* * *
Ужас приоткрывает ничто. В ужасе земля уходит из-под ног. Точнее: ужас уводит у нас землю из-под ног, потому что заставляет ускользать сущее в целом. Отсюда и мы сами – вот эти существующие люди – с общим провалом сущего тоже ускользаем сами от себя. Поэтому в принципе жутко делается не «тебе» и «мне», а «человеку». Только наше чистое бытие в потрясении этого провала, когда ему не на что опереться, всё ещё тут.

* * *
О том, что такое плавание, скажет нам только прыжок в реку.

 

Жан Поль Сартр (1905–1980)

– французский философ, представитель атеистического экзистенциализма, писатель, драматург и эссеист, педагог. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1964 года, от которой отказался. («Тошнота» (1938)

сартр_01

* * *
Мы не можем вырвать ни страницы из нашей жизни, хотя легко можем бросить в огонь саму книгу.

***
Ничего нового. Существовал.

* * *
Ад – это другие.

* * *
Сущность человека не предшествует его существованию, он проектирует себя сам и обречен на свободу и ответственность, которую уже не может перекладывать на Бога.

* * *
Смысла жизни не существует, мне придётся самому создавать его!

* * *
Все сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно. ...Бессмысленно то, что мы рождаемся, бессмысленно, что умираем.

* * *
Я думаю, что добрая половина всех человеческих деяний имеет своей целью реализовать нереализуемое. Думаю, что большинство наших самых мелких разочарований объясняется тем, что нечто нереализуемое представляется нам в будущем, а затем, какое-то время спустя, уже в прошлом – реализуемым, и тем, тогда-то мы и чувствуем это, что мы его не реализовали.

* * *
Пока живешь, никаких приключений не бывает. Меняются декорации, люди приходят и уходят – вот и все. Никогда никакого начала. Дни прибавляются друг к другу без всякого смысла, бесконечно и однообразно.

* * *
Понимаешь, начать кого- нибудь любить – это целое дело. Нужна энергия, любопытство, ослепленность... Вначале бывает даже такая минута, когда нужна перепрыгнуть пропасть: стоит задуматься и этого уже не делаешь. Я знаю, что больше никогда не прыгну.

* * *
Я сам своя свобода.

* * *
Человек состоит из всех людей. Он равен им всем, и все они равны ему.

* * *
Делать что бы то ни было в три часа дня либо слишком поздно, либо слишком рано.

* * *
Отличие человека от животного состоит в том, что человек может покончить жизнь самоубийством.

 

Альберт Камю (1913–1960)

– французский философ, журналист, писатель, драматург, публицист и эссеист. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1957 года. 

камю_01

* * * 
Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема – проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, – значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное – имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями второстепенно.

  • Миф о Сизифе (1942)

* * *
Я знал человека, который отдал двадцать лет своей жизни сущей вертихвостке, пожертвовал ради нее решительно всем – друзьями, карьерой, приличиями и в один прекрасный день обнаружил, что никогда ее не любил. Ему просто было скучно, как большинству людей. Вот он и создал себе искусственную жизнь, сотканную из всяких сложных переживаний и драм. Надо, чтобы что-нибудь случилось, – вот объяснение большинства человеческих конфликтов. Надо, чтобы что-нибудь случилось необыкновенное, пусть даже рабство без любви, пусть даже война или смерть!

  • «Падение»

* * *
Без отчаяния в жизни нет и любви к жизни.

* * *
Я видел, как много людей умирает потому, что жизнь для них больше не стоила того, чтобы жить. Из этого я делаю вывод, что вопрос о смысле жизни – самый насущный.

* * *
Великий вопрос жизни – как жить среди людей.

* * *
Всякая жизнь, посвященная погоне за деньгами, – это смерть. Воскрешение – в бескорыстии.

* * *
Высшая добродетель заключается в том, чтобы задушить свои страсти. Добродетель более глубокая заключается в том, чтобы привести их в равновесие.

* * *
Если душа существует, неверно было бы думать, что она дается нам уже сотворенной. Она творится на земле, в течение всей жизни. Сама жизнь – не что иное, как эти долгие и мучительные роды. Когда сотворение души, которым человек обязан себе и страданию, завершается, приходит смерть.

* * *
С плохой репутацией жить легче, чем с хорошей, ибо хорошую репутацию тяжело блюсти, нужно все время быть на высоте – ведь любой срыв равносилен преступлению. При плохой репутации срывы простительны.

 

Карл Ясперс (1883–1969)

– немецкий философ, психолог и психиатр, один из основных представителей экзистенциализма. («Смысл и назначение истории», 1949)

ясперс_01

* * *
Мы должны жить среди людей, подчиняясь им и одновременно сохраняя свою идентичность, отдавая и получая во взаимном общении. Мы должны жить любя и ненавидя – иначе одиночество опустошит и уничтожит нас. Мы должны жить в постоянном взаимообмене с другими и постоянно творить заново из того, что мы узнаем, слышим, понимаем и усваиваем; только так, благодаря соучастию наших сотоварищей по роду человеческому, мы сможем приобщиться к духу.

* * *
Границы рождают мою самость. Если моя свобода не сталкивается ни с какими границами, я превращаюсь в ничто. Благодаря ограничениям, я вытаскиваю себя из забвения и привожу в существование.

* * *
Смерть предстоит каждому. Но мы не знаем, когда именно, и живем так, будто она не придет.

* * *
Мы свободны не благодаря самим себе. Наша свобода дарована нам, хотя мы и не знаем, откуда. Мы оказались в мире не благодаря самим себе... Поскольку не мы создавали самих себя, наша свобода также существует не благодаря нам, но нам дарована... Откуда? Очевидно, не из мира.

* * *
Экзистенция – это бытие самим собой, которое относится к себе и в этом – к трансценденции, на которой оно основывается и благодаря которой оно знает, что подарено самому себе. Или в религиозной формулировке: «Бог есть для меня в той степени, в какой я подлинно существую».

 

Людвиг Витгенштейн (1889–1951)

– австрийский философ, один из крупнейших философов XX века.

Витгенштейн_01

* * *
Часто бывает, что, только подавив в себе вопрос «почему», мы обнаруживаем важные факты; которые затем, в ходе нашего исследования, ведут к ответу.

* * *
То, что бытие Бога может быть доказано естественными причинами, является догматом римско-католической церкви. И вот именно этот догмат делает для меня невозможным быть католиком. Если бы я думал о Боге как о другом существе, подобном мне самому, вне меня, только бесконечно более могущественном, тогда бы я своей непосредственной задачей считал вызвать его на поединок.

 

Уильям Джеймс (1842–1910)

– американский философ и психолог, один из основателей и ведущий представитель прагматизма и функционализма, его называют отцом современной психологии.

уильям джеймс_01

Величайшая польза, которую можно извлечь из жизни, – потратить жизнь на дело, которое переживет нас.

Жизнь, основанная на обладании, менее свободна, чем та, что основана на созидании или бытии.

Искусство быть мудрым состоит в умении знать, на что не следует обращать внимания.

Каждый из нас, в зависимости от обстоятельств, может быть дикарем или святым. Хороший человек отличается от плохого выбором.

Когда необходимо сделать выбор, а вы его не делаете, — это тоже выбор.

Наши жизни подобны островам в океане или деревьям в лесу, чьи корни переплетены в подземной глубине.

Не бойтесь жизни. Верьте, что жить стоит. И ваша уверенность будет делать эти слова правдой

Нет худшей лжи, чем неправильно понятая истина.

Нет, пожалуй, ни одного думающего человека, который, хотя бы раз в жизни, не задумывался о самоубийстве.

 

Зигмунд Фрейд (1856–1939) 

фрейд - 01

* * *

Если человек начинает интересоваться смыслом жизни или ее ценностью, это значит, что он болен.

* * *

Вопрос о смысле человеческой жизни ставился бесчисленное количество раз; удовлетворительный ответ на него пока что не был найден, может быть его вообще не найти. Некоторые из вопрошавших добавляли: если жизнь не имеет никакого смысл, то она теряет для них всякую ценность. Но угроза такого рода ничего не меняет. Скорее, может показаться, что мы вправе отклонить этот вопрос. Его предпосылкой является человеческое сомнение, с многообразными проявлениями которого мы уже знакомы. 

* * *

Нам хочется существовать, мы боимся небытия, и поэтому выдумываем прекрасные сказки, в которых сбываются все наши мечты. Неизвестная цель, ждущая нас впереди, полет души, рай, бессмертие, бог, перевоплощение - все это иллюзии, призванные подсластить горечь смерти. 

 

Альфред Адлер (1870–1931)

– австрийский психолог, психиатр и философ, один из предшественников неофрейдизма, первооткрыватель "комплекса неполноценности", создатель системы индивидуальной психологии. 

альфред адлер_01

* * *
Истина представляет собой некую «бесконечную задачу», которая вечно манит, оставаясь, однако, вечно недостижимой.

* * *
Без ощущения цели деятельность индивида не имела бы никакого смысла.

* * *
Душа, по-видимому, состоит главным образом из силы, стремящейся к цели.

* * *
Легче умереть за идею, чем жить в соответствии с ней.

* * *
Мы знаем гораздо больше, чем понимаем.

* * *
Стремление снизу вверх неистощимо. О каких бы основаниях ни размышляли философы и психологи – о самосохранении, принципе удовольствия, уравнивании – всё это не более, чем отдалённые репрезентации великого движения ввысь.

* * *
Быть человеком – значит обладать чувством неполноценности.

* * *
Депрессивные и больные люди всегда являются центром внимания в семье. Таким образом, комплекс неполноценности является источником их силы. Они беспрестанно жалуются, что чувствуют слабость, теряют в весе, и прочее, но несмотря на это, они сильнее всех остальных. Они подавляют здоровых людей – факт, который не должен нас удивлять, так как в нашей культуре болезнь может давать определённую силу и власть. (И если бы мы задались вопросом, кто сильнейшие люди в нашей культуре, логично было бы ответить – младенцы. Младенцы правят, сами же оставаясь неподвластными.)

* * *
Видит ли человек свою цель в том, чтобы стать кучером, врачом, донжуаном, другом, тираном, он всегда усматривает в этом высшее осуществление и утверждение своей сущности.

 

Карл Густав Юнг (1875–1961)

юнг - 01

 

Эрих Фромм (1900–1980)

– немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик, один из основателей неофрейдизма.

эрих фром - 02

* * *
Современный человек думает, что он теряет время, когда не действует быстро, однако он не знает, что делать с выигранным временем, кроме как убить его.

* * *
Незрелая любовь говорит: «Я люблю тебя, потому что я нуждаюсь в тебе». Зрелая любовь говорит: «Я нуждаюсь в тебе, потому что я люблю тебя».

* * *
В любви имеет место парадокс: два существа становятся одним и остаются при этом двумя.

* * *
Насколько важно избегать пустых разговоров, настолько же важно избегать плохого общества. Под «плохим обществом» я понимаю не только порочных людей — их общества следует избегать потому, что их влияние гнетуще и пагубно. Я имею в виду также общество «зомби», чья душа мертва, хотя тело живо; людей с пустыми мыслями и словами, людей, которые не разговаривают, а болтают, не думают, а высказывают расхожие мнения.

  • Искусство любить (1956)

* * *
В жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек сам придает ей, раскрывая свои силы, живя плодотворно.

* * *
Человек может играть множество ролей и быть субъективно уверенным, что каждая из них — это он. На самом же деле человек разыгрывает каждую роль в соответствии со своими представлениями о том, чего от него ждут окружающие; и у многих людей, если не у большинства, подлинная личность полностью задушена псевдоличностью.

* * *
Именно недостаток любви к себе и порождает эгоизм. Кто себя не любит, кто себя не одобряет, тот находится в постоянной тревоге за себя. В нем никогда не зародится некая внутренняя уверенность, которая может существовать лишь на основе подлинной любви и самоодобрения. Эгоист просто вынужден заниматься только собой, тратя свои усилия и способности на то, чтобы достать что-нибудь, что есть уже у других. Так как в душе у него нет ни внутренней удовлетворенности, ни уверенности, он постоянно должен доказывать самому себе и окружающим, что он не хуже остальных.

  • Бегство от свободы (1941)

* * *
У жизни своя собственная динамика: человек должен расти, должен проявить себя, должен прожить свою жизнь. По-видимому, если эта тенденция подавляется, энергия, направленная к жизни, подвергается распаду и превращается в энергию, направленную к разрушению. Иными словами, стремление к жизни и тяга к разрушению не являются взаимно независимыми факторами, а связаны обратной зависимостью. Чем больше проявляется стремление к жизни, чем полнее жизнь реализуется, тем слабее разрушительные тенденции; чем больше стремление к жизни подавляется, тем сильнее тяга к разрушению.

* * *
В жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек сам придает ей.

  • Человек для самого себя (1947)

 

Карл Роджерс (1902–1987)

– один из основателей гуманистической психологии и «личностно-ориентированной психотерапии» (англ. person-centered psychotherapy). Человекоцентрированный подход в психотерапии каждый раз инициирует очень сложный и до сих пор во многом загадочный процесс исцеления, движения клиента от пункта "человек частичный" к пункту "homo totus". 

Прим. Homo totus (лат.) – человек целостный, находящийся в единстве с Природой и Космосом.

карл роджерс_02

* * *

Я обнаружил, что когда я ближе всего к моему внутреннему, интуитивному я, когда я каким-то образом соприкасаюсь с неизвестным во мне, когда, возможно, я нахожусь в отношении с клиентом в слегка измененном состоянии сознания, тогда все, что бы я ни делал, оказывается целительным. Тогда просто мое присутствие освобождает и помогает. Я не могу ничего сделать, чтобы приблизить это состояние, но, когда я могу расслабиться и быть ближе к своей трансцендентальной сущности, тогда я в отношении с клиентом могу вести себя странным и импульсивным образом, которому я не могу найти рациональных оправданий и который никак не связан с моими мыслительными процессами. Однако каким-то странным образом такое поведение оказывается верным. В такие моменты кажется, что мой внутренний дух вышел вовне и прикоснулся к внутреннему духу другого человека. Наше отношение трансцендирует себя и становится частью чего-то большего. Имеют место существенные и очевидные рост, исцеление, энергия.

* * *

Люди, не верящие в человеческую доброту, редко сталкиваются с её проявлениями.

* * *

Каждый из нас состоит из двух отдельных частей, отчаянно пытающихся соединиться в одно интегрированное целое, в котором различия между душой и телом, чувствами и интеллектом были бы стёрты.

 

Виктор Франкл (1905–1997)

– австрийский психиатр, психолог, философ и невролог, бывший узник нацистского концентрационного лагеря. Известен как создатель логотерапии (буквально: исцеление смыслом) — нового, динамично развивающегося в современном мире направления в экзистенциальной психологии и психотерапии. 

виктор франкл - 02

* * *
Счастье подобно бабочке. Чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает. Но если вы перенесете свое внимание на другие вещи, Оно придет и тихонько сядет вам на плечо.

* * *
Человек не должен спрашивать, в чем смысл его жизни, но скорее должен осознать, что он сам и есть тот, к кому обращен вопрос.

* * *
Нет такой ситуации, в которой нам не была бы предоставлена жизнью возможность найти смысл, и нет такого человека, для которого жизнь не держала бы наготове какое-нибудь дело. Возможность осуществить смысл всегда уникальна, и человек, который может ее реализовать, всегда неповторим.

* * *
Я видел смысл своей жизни в том, чтобы помогать другим увидеть смысл в своей жизни.

 

Концепции смысла жизни одной фразой

  • Пифагореизм – цель нравственное очищение души и тела (катарсис).
  • Кинизм (от греч. kyon – собака, лат. cynici) – добродетельная жизнь по-природе в ее простоте и непритязательности, свобода от условностей общества.
  • Эпикуреизм – высшим благом считается наслаждение жизнью, которое подразумевает отсутствие физической боли и тревог, а также избавление от страха перед смертью и богами (атараксия).
  • Гедонизм (от греч. hedone – наслаждение) – высшим благом и смыслом жизни является удовольствие. 
  • Эвдемонизм (от греч. eudaimonia – счастье) – смысл жизни состоит в достижении счастья, которое мыслится как реализация разумных целей человека. В средние века (у Фомы Аквинского) эвдемонизм – "наивысшее счастье, которое заключается в познании Бога и возможности узреть его в грядущей жизни".
  • Аскетизм (от греч. ascesis – тренировка атлетов) – нравственное самосовершенствование путем различных аскетических практик.
  • Стоицизм – добродетель в мудрости и благоразумии, быть свободным от неправильных суждений и болезней души.
  • Нигилизм (от лат. nihil – ничего) – это ничто, пустота, разрушение идеалов предыдущих поколений, отрицание нравственных принципов. 
  • Прагматизм (от греч. pragma – дело, действие) – основан на принципе практичности.
  • Экзистенциализм (от от лат. existentia – существование) – «Жизнь полна абсурда и человек должен создавать свои собственные ценности в равнодушном мире» (Серен Кьеркегор).
  • Утилитаризм (от лат. utilitas – польза) – смысл жизни в стремлении к личной выгоде и пользе (эгоистический вариант) или в принесении пользы людям (альтруистический вариант).
  • Гуманизм (от лат. humanus – «человечный») – смысл жизни связывается со служением другим людям и с заботой о благе всего человечества как целого.
  • Аскетизм: жизнь – это отречение от мира ради близости к богу, к которому как духовному бытию можно «подойти» только будучи самому максимально духовным и свободным от грехов мира.

 

***

Пантеизм и материализм провозглашают, что смысл жизни в ней самой. Тогда сохранение жизни и рост жизненной активности оказываются высшими ценностями.

Эволюционная этика Г. Спенсера и его идейных продолжателей исходит из того, что высшие духовные способности и стремления человека - это эволюционно возникшие приспособления в борьбе за существование, за овладение жизненными ресурсами. Смысл жизни сводится к ее сохранению, воспроизводству и освобождению от страданий.

Монотеизм исходит из того, что, как сформулировал Фома Аквинский: "Бог по своей сущности является счастьем, которое не принадлежит ничему иному". Каждый может быть счастлив только в той мере, в какой он приближается к Богу, т. е. к Тому, Кто является самим счастьем.

Поиск смысла жизни направлен на открытие онтологических оснований собственного бытия. Этот поиск оказывается необходимым, когда рушатся все опоры и человек повисает в метафизической пустоте. Недаром экзистенциальные вопросы с особой остротой встают перед лицом смерти. Бессмысленность проживаемой жизни подчеркивает неприемлемость смерти как торжествующей победы хаоса. Эту тему многократно и многообразно выразила классическая русская литература - от Пушкина и Лермонтова до Толстого и Достоевского, Чехова и Бунина. 

 

Ссылки


1. Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 121-122.

  • Тит Лукреций Кар. О природе вещей. Перевод и комментарии М. Л. Гаспарова. М., 1983. С. 319-324.
  • Античная философия. Энциклопедический словарь / Редакционная коллегия: П.П. Гайденко (председатель), М.А. Солопова (ответственный редактор), С.В. Месяц, А.В. Серегин, А.А. Столяров, Ю.А. Шичалин. Москва: Прогресс-Традиция, 2008. – 896 с.
  • Демокрит – Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 621-623.
  • Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий. М., 2002.
  • Нахов И. М. Философия киников. М.: Наука, 1982. 224 с. Серия «Из истории мировой культуры» 
  • Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 344-345.
  • Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию. М., Издательство «Наука», 1977.
  • Марк Аврелий Антонин. Размышления. / Пер. и прим. А. К. Гаврилова. Статьи А. И. Доватура, А. К. Гаврилова, Я. Унта. Комм. Я. Унта. (Серия «Литературные памятники»). Л.: Наука, 1985. 245 стр.
  • Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем.- М.: Политиздат, 1991.-527 с. (Мыслители XX в.).- С.28-286.
Адрес:
«Человек. Мир. Гнозис»
сайт о духовном Пути
mir-gnozis.ru
Яндекс.Метрика ; Рейтинг@Mail.ru