Смысл жизни (лат. sensus animae)
в античной философии:
- Пифагор (ок. 570–490 гг. до н. э.)
- Сократ (ок. 470–399 гг. до н. э.)
- Демокрит (ок. 460–370 гг. до н. э.) – эвтюмия
- Платон (ок. 427–347 гг. до н. э.)
Эвдемонизм
- Аристотель (ок. 384–322 гг. до н. э.)
Гедонизм
- Аристипп (ок. 435–355 гг. до н. э.)
Эпикуреизм
- Эпикур (ок. 442–370 гг. до н. э.)
Кинизм
- Антисфен (ок. 455–366 гг. до н. э.) / кинизм
- Диоген Синопский (ок. 412–323 гг. до н. э.) / кинизм
Стоицизм
- Зенон Китийский (ок. 364–262 гг. до н.э)
- Луций Анней Сенека (4 до н. э.– 65)
- Эпиктет (ок. 50–135)
- Марк Аврелий (121–180)
Этика
- Рене Декарт (1596–1650) – рационализм
- Спиноза (1632–1677) – философия жизни
Иррационализм
- Артур Шопенгауэр (1788–1860)
Нигилизм
- Фридрих Ницше (1844–1900)
Экзистенциализм
- Сёрен Обю Кьеркегор (1813–1855)
- Мартин Хайдеггер (1889–1976) – «Разговор на проселочной дороге»
- Жан Поль Сартр (1905–1980) – роман «Тошнота» (1938)
- Альберт Камю (1913–1960) – философское эссе «Миф о Сизифе» (1942)
- Карл Ясперс (1883–1969) – «Смысл и назначение истории» (1949)
Позитивизм
- Людвиг Витгенштейн (1889–1951)
Прагматизм
- Уильям Джеймс (1842–1910)
Психология
- Альфред Адлер (1870–1931) – индивидуальная психология
- Карл Роджерс (1902–1987) – гуманистическая психология, личностно-ориентированная психотерапия
- Виктор Франкл (1905–1997) – экзистенциальная психотерапия, логотерапия
- Эрих Фромм (1900–1980) – гуманистический психоанализ
Люди искусства
- Лев Толстой (1828–1910)
- Антуан де Сент-Экзюпери (1900–1944)
- ...
Цитаты
Пифагор
Пифагор утверждал, что «человек создан богом для познания и созерцания», ему приписывают и авторство термина «философия», понимаемой как предпочтение жизни, посвященной познанию.
***
Великая наука жить счастливо состоит в том, чтобы жить только в настоящем.
***
Две вещи делают человека богоподобным: жизнь для блага общества и правдивость.
***
Просыпаясь утром, спроси себя: «Что я должен сделать?». Вечером, прежде чем заснуть: «Что я сделал?».
***
Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом.
Сократ
Демокрит
"Целью жизни Демокрит считал хорошее расположение духа – эвтюмию, которая означает безмятежное и счастливое состояние, когда человек не подвержен действию страстей и страха. Наивысшая добродетель, по Демокриту, – безмятежная мудрость".
***
Счастлив тот, кто при малых средствах пользуется хорошим расположением духа, несчастлив тот, кто при больших средствах не имеет душевного веселья.
Платон
Ученик Сократа, учитель Аристотеля. Основатель объективного идеализма.
***
Никто не становится хорошим человеком случайно.
***
Любящий божественнее любимого, потому что вдохновлен богом. «Пир»
***
Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее, если оно еще может стать совершеннее.
***
Заботясь о счастье других, мы находим своё собственное.
***
Бог в нас самих.
Эпикур
Антисфен
– ученик Сократа, основатель школы киников. Вел аскетический образ жизни - идеал безграничной духовной свободы индивида. Основная цель жизни – добродетель, стремление к которой позволяет пренебрегать общепринятыми законами и нормами общества.
Киники видели добродетель в избавлении от условностей, в предельном упрощении жизни, ограничении своих потребностей, в приверженности к следованию собственной натуре. <...> Идеи кинизма оказали влияние на многие течения европейской мысли, от стоицизма до экзистенциализма. [*]
Диоген
Диоген Синопский (ок. 412–323 до н.э.) – ученик Антисфена, наиболее яркий представитель «кинизма», этическим идеалом которого были: крайняя простота; презрение ко всем потребностям, кроме самых необходимых; насмешка над всеми условностями; демонстративная естественность и безусловность личной свободы. От слова «кинизм» произошло слово «цинизм». Образ жизни киников оказал влияние на оформление христианского аскетизма, в т.ч. юродство и странничество. [*]
***
Если в жизни нет удовольствия, то должен быть хоть какой-нибудь смысл.
***
Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных, гадание и астрология — самым безумным, суеверие и деспотизм — самым несчастным.
***
Я – гражданин мира.
***
Бедность сама пролагает путь к философии; то, в чём философия пытается убедить на словах, бедность заставляет осуществлять на деле.
***
Смерть – не зло, ибо в ней нет бесчестья.
***
Неграмотных и непросвещенных вы обучаете так называемым изящным искусствам, чтобы у вас, когда понадобятся, под руками были образованные люди. Почему же вы не перевоспитываете дурных, чтобы потом воспользоваться ими, когда появится нужда в честных людях.
Аристотель
***
В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.
***
Счастье человека состоит в беспрепятственном приложении его преобладающей способности.
Эрих Фромм (1900–1980)
***
В жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек сам придает ей, раскрывая свои силы, живя плодотворно.
***
Главная жизненная задача человека - дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий - его собственная личность.
Виктор Франкл (1905–1997)
***
Смысл должен быть найден, но не может быть создан.
***
Человек не должен спрашивать, в чем смысл его жизни, но скорее должен осознать, что он сам и есть тот, к кому обращен вопрос.
Я видел смысл своей жизни в том, чтобы помогать другим увидеть смысл в своей жизни.
***
В век, когда десять заповедей, по-видимому, уже потеряли для многих свою силу, человек должен быть приготовлен к тому, чтобы воспринять 10 000 заповедей, заключенных в 10 000 ситуаций, с которыми его сталкивает жизнь. Тогда не только сама эта жизнь будет казаться ему осмысленной (а осмысленной - значит заполненной делами), но и он сам приобретет иммунитет против конформизма и тоталитаризма - этих двух следствий экзистенциального вакуума.
***
Нет такой ситуации, в которой нам не была бы предоставлена жизнью возможность найти смысл, и нет такого человека, для которого жизнь не держала бы наготове какое-нибудь дело. Возможность осуществить смысл всегда уникальна, и человек, который может ее реализовать, всегда неповторим.
Лев Толстой (1828–1910)
***
Утешиться может только тогда, когда поймешь, что жизнь в содержании, а не в сосуде.
***
Умирая, желал бы сказать, совсем умирая, сказать: правда ли, что я думал о смысле жизни, что он в увеличении любви. Хоть головой мотнуть утвердительно или отрицательно.
***
Вера есть знание смысла человеческой жизни, вследствие которого человек не уничтожает себя, а живет. Вера есть сила жизни. Если человек живет, то он во что-нибудь да верит. Если б он не верил, что для чего-нибудь надо жить, то он бы не жил.
***
Я понял, что для того, чтобы понять смысл жизни, надо прежде всего, чтобы жизнь была не бессмысленна и зла, а потом уже — разум для того, чтобы понять ее.
***
Значение жизни открыто в сознании человека, как стремление к благу. Уяснение этого блага, более и более точное определение его, составляет главную цель и работу жизни всего человечества.
***
Разумное знание в лице ученых и мудрых отрицает смысл жизни, а огромные массы людей, все человечество - признают этот смысл в неразумном знании. И это неразумное знание есть вера.
***
Оглянувшись на людей, на все человечество, я увидал, что люди живут и утверждают, что знают смысл жизни. На себя оглянулся: я жил, пока знал смысл жизни. Как другим людям, так и мне смысл жизни и возможность жизни давала вера.
***
Человек имеет в глубине души своей неизгладимое требование того, чтобы жизнь его была благом и имела разумный смысл.
Ссылки
- Эвдемонизм (от греч. eudaimonia – счастье) – наивысшим благом для человека является счастье.
- Гедонизм (от греч. hedone – наслаждение) – добром является все то, что доставляет наслаждение.
- Эпикуреизм - "высшим благом считается наслаждение жизнью, которое подразумевает отсутствие физической боли и тревог, а также избавление от страха перед смертью и богами".
- Кинизм (от греч. kyon – собака, лат. cynici) – добродетельная жизнь по-природе в ее простоте и непритязательности.
- Стоицизм (от греч. Stoa Poikilē – расписной портик) – добродетель в мудрости и благоразумии, быть свободным от неправильных суждений и болезней души.
- Аскетизм (от греч. ascesis – тренировка атлетов) – нравственное самосовершенствование путем различных аскетических практик, обетов и молитв.
- Нигилизм () –
- Рационализм () –
- Прагматизм (от греч. pragma – дело, действие) – цель жизни оправдывает любые средства ее достижения.
- Утилитаризм (от лат. utilitas – польза) – каждый человек должен стремиться поступать так, чтобы максимизировать удовольствие / счастье всех существ, которые способны его испытывать.
- Этика долга – самопожертвование, альтруизм во имя служения идеалу.
- Гуманизм () –
- Экзистенциализм (от от лат. existentia — существование) – "жизнь полна абсурда и человек должен создавать свои собственные ценности в равнодушном мире".
- Постмодернизм () –