Древние философы о смысле жизни

Что первично, дух или материя? Что такое благо? В чем смысл бытия? И другие вечные вопросы философии

античность 2

Проблема смысла жизни (лат. sensus animae) – один из ключевых вопросов, который занимает умы великих мыслителей на протяжении всей истории человечества. Уже две с половиной тысячи лет назад античные философы пытались определить в чём состоит наиболее достойный для человека смысл жизни и назначения человека («благо»). Так появились первые концепции смысла жизни: гедонизм, кинизм, эпикуреизм, стоицизм. В чём видели смысл бытия древние философы - читайте в этом в разделе. 

 

Основные философские школы / учения античности


Поздний / римский стоицизм

Неоплатонизм

 

Основные проблемы и вечные вопросы философии


античность 3

В чем смысл жизни и назначение человека? Коротко, одной фразой

  • Пифагореизм – т.н. пифагорействующие философы стремились к нравственному очищению души и тела (катарсис), в том числе через аскетизм.
  • Киники (от греч. kyon – собака, лат. cynici) – добродетельная жизнь по-природе в ее простоте и непритязательности, свобода от условностей социума.
  • Гедонизм эгоистический (от греч. hedone – наслаждение) – личное удовольствие, в т.ч. приоритет потребностей индивида над ограничениями социума.
  • Эвдемонизм (от греч. eudaimo-nia – счастье, блаженство) – достижение счастья, которое мыслится как реализация разумных целей человека; «деятельность души в полноте добродетели» (Никомахова этика Аристотеля).
  • Эпикуреизм – цель жизни мудреца - атараксия. Отсутствие физической боли и тревог, а также избавление от страха перед смертью и богами.
  • Стоицизм – добродетель в мудрости и благоразумии, быть свободным от неправильных суждений и болезней души. 
  • Аскетизм – жизнь в отречении от мира ради близости к Богу, к духовному бытию можно подойти только будучи самому максимально духовным и свободным от грехов мира.

 

Древние философы и их высказывания


Пифагор (ок. 570–490 гг. до н. э.) 

пифагор_01

Пифагор утверждал, что человек создан богом для познания и созерцания. Высшей целью пифагорейцев был катарсис – освобождение от круга перерождений через очищение души и тела и возвращение в божественное состояние. Пифагор называл себя «любящий мудрость» (от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость). Ему приписывают авторство термина «философия», понимаемой им как предпочтение жизни, посвященной познанию. Сочинений Пифагора не сохранилось, его идеи (о переселения душ (метепсихоз), о небесной гармонии) дошли до нас со слов других авторов («Пифагорейские золотые стихи»).

*
Великая наука жить счастливо состоит в том, чтобы жить только в настоящем.

И начнутся страдания, и муки вернутся, ибо в тело вновь заключена душа и не свободна отныне.
*
Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом.
*
Тогда токмо можешь ты назваться свободным, когда будешь носить одно иго необходимости.
*
Уходя, не оглядывайся.
*
Что бы о тебе ни думали, делай то, что ты считаешь справедливым.

 

Гераклит Эфесский (ок. 544–483 гг. до н.э.)

гераклит 02

– древнегреческий философ, основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики. Главное сочинение Гераклита – «О природе». Оно делилось на три основные части: в первой речь шла о Вселенной, во второй – о государстве, в третьей - о богословии. То есть в нем содержалось рассуждение о сути всего существующего. По мысли Гераклита, человек - часть природы; природа (космос), представляющая собой вечно живой огонь, она вечна, бессмертна и никем не сотворена; человек должен жить в соответствии с природой, с ее живой «душой» – вечно живым огнем-логосом.

*
Гераклит развил идею об огне как первовеществе: «Души состоят из огня; они из него возникают и в него возвращаются, влага, полностью абсорбируемая душой, ведёт её к смерти. Огонь души соотносим с огнём мира».

Ему также  приписывается авторство известной фразы «Всё течёт, всё меняется».

 

Сократ (ок. 470–399 гг. до н. э.)

сократ-01

– легендарный античный философ, учитель Платона. Благо Сократ видел в заботе о душе, духовном и нравственном самосовершенствовании, а цель жизни - в познании истины. Себя он считал человеком, который только помогает родиться истине, используя методы иронии и майевтики (от греч. maieutike – повивальное искусство). Учение рождалось в беседах с живыми людьми на улицах и площадях. Он ничего не записывал, его знаменитые диалоги дошли до нас благодаря записям его ученика Платона и других античных авторов.

*
Я знаю, что я ничего не знаю.
*
В каждом человеке – солнце. Только дайте ему светить.
*
Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя!
*
Непознанная жизнь не стоит того, чтобы быть прожитой.
*
Те, кто подлинно предан философии, заняты на самом деле только одним – умиранием и смертию.

 

Демокрит (ок. 460–370 гг. до н. э.)

демокрит_01

Демокрит (лат. Democrĭtus, ок. 470/460 г. до н. э. – умер в глубокой старости) – древнегреческий философ из Абдера (Фракия), один из основателей античной атомистики. По Демокриту, существуют только атомы и пустота. Атомы – неделимые материальные элементы, вечные, неразрушимые, непроницаемые. В этике развил учение об атараксии (греч. ataraxia – невозмутимость) – т. е. о душевном спокойствии, безмятежности как высшей ценности.

*
Наивысшая добродетель – эвтюмия, такое состояние, при котором душа спокойна и неколебима, не терзается никакими страхами, суевериями или прочими переживаниями. 
*
Счастлив тот, кто при малых средствах пользуется хорошим расположением духа, несчастлив тот, кто при больших средствах не имеет душевного веселья.
*
Подобно тому, как существует болезнь тела, существует также и болезнь образа жизни.

 

Антисфен из Афин (ок. 455–366 гг. до н.э.)

антисфен_2

– древнегреческий философ, ученик Горгия и Сократа, основатель школы киников. Целью жизни Антисфен считал добродетель. Благодаря самоограничению, по Антисфену, человек достигает той же самодостаточности, какой божество обладает благодаря преизбытку в благе. Вел аскетический образ жизни. Проповедовал отказ от каких-либо потребностей: ни в чем не нуждаться и не иметь ничего лишнего. Идеал - бездомный нищий, героически переносящий труды и тяготы, равный богу в своей независимости. Этот внешний образ (короткий двойной плащ на голое тело, длинная борода, посох странника, сума нищего) оказали влияние на христианский аскетизм, а также на юродство и странничество.

*
Предельная цель есть жизнь, согласная с добродетелью.
*
«В общественной жизни мудрец руководится не общепринятыми законами, а законами добродетели» [из Диоген Лаэртий VI 11]
*
«Об одном может быть высказано только одно, а именно единственно лишь его собственное наименование, откуда следовало, что не может быть никакого противоречия, да пожалуй что и говорить неправду – тоже» [Аристотель, Метафизика,1024b, 32-34]

 

 Аристипп (ок. 435–355 гг. до н. э.)

_аристип_01

Аристипп (ок. 435–355 до н.э.) – древнегреческий философ, ученик Сократа, основатель так называемой киренской (гедонической) школы (Киренаики). Его произведения не сохранились. Аристипп сочетал сенсуализм в теории познания с гедонизмом в этике. Высшую цель жизни Аристипп видел в удовольствии, но человек, по Аристиппу, должен не подчиняться удовольствиям, а стремиться к разумному наслаждению, которое составляет его высшее благо. Мерило добра и зла, истины и лжи – удовольствие и страдание.

*
Аристипп учил, что несчастье заключается не в наслаждениях как таковых, а в порабощениями ими человека. Поэтому «лучшая доля не в том, чтобы воздерживаться от наслаждений, а в том, чтобы властвовать над ними, не подчиняясь им».
*
Не жалеть о прошлом, не заботиться о будущем и жить, наслаждаясь настоящим.

 

Платон (ок. 427–347 гг. до н. э.)

платон-01

Платон (428/427–348/347 до н. э.) – древнегреческий философ-идеалист, ученик Сократа, основатель объективного идеализма, автор свыше 30 философских диалогов («Софист», «Парменид», «Теэтет», «Государство» и др.). Отстаивая идеалистический взгляд на мир, П. активно боролся против материалистических учений своего времени. Широко использовал учения Сократа, пифагорейцев, Парменида и Гераклита. Для объяснения бытия развивал теорию о существовании бестелесных форм вещей, которые называл «видами» или «идеями» и которые отождествил с бытием. «Идеям» П. противопоставил небытие, отождествленное с материей и пространством. Чувственный мир, по П., порождение «идей» и «материи», занимает срединное положение между ними. «Идеи» вечны, «занебесны», не возникают, не погибают, безотносительны, не зависят от пространства и времени. Чувственные вещи преходящи, относительны, зависят от пространства и времени. В центре космологии П. учение о «мировой душе», психологии – учение о том, что душа заключена в темницу нашего тела, но способна к перевоплощениям.

*
Никто не становится хорошим человеком случайно.
*
Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее, если оно еще может стать совершеннее.
*
Заботясь о счастье других, мы находим своё собственное.
*
Бог в нас самих.
*
Любящий божественнее любимого, потому что вдохновлен богом.

 

 Диоген (ок. 412–323 гг. до н. э.)

диоген-1

– ученик Антисфена, наиболее яркий представитель кинизма, этическим идеалом которого были: крайняя простота, удовлетворение только самых необходимых потребностей, свобода и независимость от условностей общества. 

*
Если в жизни нет удовольствия, то должен быть хоть какой-нибудь смысл.
*
Смерть – не зло, ибо в ней нет бесчестья.
*
Бедность сама пролагает путь к философии. То, в чем философия пытается убедить на словах, бедность вынуждает осуществлять на деле.
*
Я – гражданин мира.

 

Аристотель (ок. 384–322 гг. до н. э.)

аристотель_02

– ученик Платона, учитель Александра Македонского. Основной целью нравственного поведения Аристотель называл счастье – деятельность души в полноте добродетели, то есть самореализацию. Самореализация человека – это разумные поступки, которые избегают крайностей и держатся золотой середины. Поэтому основные добродетели – это умеренность и благоразумие.

*
Все знают, что смерть неизбежна, но так как она не близка, то никто о ней не думает.
*
Добро для человека – это активное использование способностей его души в соответствии с высоким достоинством или добродетелью.
*
Как конь рожден для бега, бык для пахоты, а собака для поисков, так и человек рожден для двух вещей – для умопостижения и действия, как некий смертный бог.
*
В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.

 

Зенон Китийский (ок. 364–262 гг. до н.э)

зенон_1

Зенон из Китиона (ок. 336–264 до н. э.) – древнегреческий философ, основатель школы стоицизма. Название школа получила от греческого слова … («колоннада»), означавшего картинную галерею, где собирались ученики 3енона. В течение двух десятилетий обучался у киника Кратеса, мегарика (см. Мегарская школа) Стильпона, а также у философов Академии платоновской и Полемона. В 308 году до н. э. основал собственную школу в Афинах. Последователи 3енона назывались сначала зеноновцами, впоследствии – стоиками.

*
Счастье стоического мудреца состоит в том, что он не желает никакого счастья. Человек не может хотеть того, что не в его власти. Он должен быть покорным судьбе, так как противиться ей бессмысленно.  Идеал стоика – это смирение с судьбой, покой и терпение.
*
В чем состоит высшее благо? В счастье. Счастье Зенон понимал как жизнь согласно природе, т.е. жить в соответствии с добродетелью. Добродетель это то, что совершенно и разумно. Зло это то, что противоположно добродетели, порок. Все остальное, кроме добродетели и порока, относится к безразличным вещам (адиафора). 

Свобода – это то состояние, которого достигают мудрые. Всем же остальным она неведома.

 

Эпикур (ок. 341–270 гг. до н. э.)

_эпикур_1

– древнегреческий философ, основатель собственной философской школы в Афинах («Сады» Эпикура), в которой развивал этику наслаждений в сочетании с учением Демокрита об атомах. По Эпикуру познание мира не является самоцелью, они освобождает человека от страха перед неизвестным - суевериями, религией, боязни смерти и т.д. Это освобождение необходимо для счастья и блаженства человека. Сущность последних составляет удовольствие, но это не простое чувственное удовольствие, а духовное. Хотя удовольствия любого рода сами по себе не являются дурными, духовное удовольствие имеет более высокий порядок, так как не зависит от внешних причин. [1]

*
Благом Эпикур считал не чувственные удовольствия тела, а подлинные и возвышенные наслаждения души, точнее – состояние атараксии.
*
Это состояние – наслаждение жизнью, спокойствие и безмятежность – достигается мудрецом, благодаря отсутствию тревог и страха перед богами и смертью. 
*
Конечная цель блаженной жизни – телесное здоровье и душевная безмятежность.
*
Тетрафармакон (греч. Tetrapharmakon) – лекарство из четырех компонентов: "Богов нечего бояться. Смерти нечего бояться. Боль переносима. Счастье достижимо."
*
Принцип сохранения материи: ничто не происходит из несуществующего и ничто не становится несуществующим, ибо нет ничего, помимо Вселенной, что могло бы войти в нее и произвести изменение. 
*
Самое страшное из зол – смерть – не имеет к нам никакого отношения, так как, пока мы существуем, смерть еще отсутствует; когда же она приходит, мы уже не существуем.
*
Величайший плод ограничения желаний – свобода.
*
Лови день.
*
Вера в бессмертие родилась из жажды ненасытных людей, безрассудно пользующихся временем, которое природа отпустила им. Мудрый найдёт это время достаточным, чтобы обойти весь круг достижимых наслаждений, и когда наступит пора смерти – насыщенному отойти от стола, освобождая место другим гостям.
*
Для мудрого достаточно одной человеческой жизни, а глупый не будет знать, что ему делать с вечностью.

 

Апполоний Тианский (1–98) 

тианский_01

– философ-неопифагореец, современник Христа, императоров Нерона и Домициана. Согласно учения Апполония Тианского, мир – это временное пристанище, в котором душа проходит испытание; высший Бог не нуждается ни в каких жертвоприношениях, путь к нему лежит через совершенную праведность, так что к нему и служащим ему низшим богам подобает обращаться только с одной молитвой: «Боги, воздайте каждому по заслугам». В III веке Жизнеописание Аполлония Тианского составил Флавий Филострат Младший. Сохранилось 97 писем, приписываемых Аполлонию.

*
Мир – это временное пристанище, в котором душа проходит испытание.
*
Боги, воздайте каждому по заслугам.

 

Луций Анней Сенека (4 до н.э.– 65)

сенека_2

Луций Анней Сенека (Lucius Annaeus Seneca minor 4 до н.э. – 65) – римский философ, драматург, оратор, государственный деятель. Был учителем и советником императора Нерона, пытался удерживать его от жестокостей, в том числе против первых христиан. Был ложно обвинен в заговоре против Нерона и закончил жизнь самоубийством. Как философ был эклектиком, но называл себя стоиком. Он проповедовал самодостаточность, достигаемую через жизнь в соответствии с природными данностями, что предполагало презрение к быту, подавление страстей, подчинение установленным порядкам. Сенека был автором Нравственных писем к Луцилию, а также множества работ, популярных среди современников, но практически не дошедших до наших времен. 

*
Век живи – век учись тому, как следует жить.
*
Вечного нет ничего, да и долговечно тоже немногое.
*
Пусть будет нашей высшей целью одно: говорить, как чувствуем, и жить, как говорим.
*
Чтобы жизнь была приятна, надо отложить все попечения о ней.
 
 

Нравственные письма к Луциллию

*
Мы должны готовить себя скорее к смерти, чем к жизни. Достаточно ли мы пожили, зависит не от лет и не от дней, а от нашего сердца. Я жил достаточно. Я ожидаю смерти как свершившийся человек.
*
Нужно жить для другого, если хочешь жить для себя.
*
Умереть - это одна из налагаемых жизнью обязанностей.
*
Сколько жизни мне отмерено, решаю не я. От меня зависит лишь, проживу ли я свою жизнь как мужчина. Не требуй от меня, чтобы я влачил бесславное существование вслепую. Требуй, чтобы я сам управлял своей жизнью, а не был влеком ею!
*
Что такое смерть? Либо конец, либо переселение. Я не боюсь перестать быть - ведь это все равно, что не быть совсем, я не боюсь переселиться - ведь нигде я не буду в такой тесноте (65 письмо к Луциллию)

* * *

Смерть утоляет все боли. Она - их конец, и наши страдания не идут дальше неё. Она снова приводит нас к тому состоянию покоя, в котором мы пребывали до нашего рождения. («К Марциаллу»)
*
«Размышляй о смерти!» - Кто говорит так, тот велит нам размышлять о свободе. Кто научился смерти, тот разучился быть рабом. Он выше всякой власти и уж наверное вне всякой власти.
*
Боги устроили так, что всякий может отнять у нас жизнь, но никто не в состоянии избавить нас от смерти.
*
Глупо строить планы на всю жизнь, не будучи господином даже завтрашнего дня.
*
Глупо умирать из страха перед смертью.
*
Душа - это Бог, нашедший приют в теле человека.
*
Зря примыкать к идущим впереди опасно, а между тем, когда возникает вопрос о смысле жизни, люди никогда не рассуждают, а всегда верят другим, так как всякий более склонен верить, чем рассуждать.
*
Истинное мужество заключается не в том, чтобы призывать смерть, а в том, чтобы бороться против невзгод.
*
Каждый несчастен настолько, насколько полагает себя несчастным.
*
Как басня, так и жизнь ценится не за длину, но за содержание.
*
Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.
*
Кто живет без цели впереди, тот всегда блуждает. Так поставим перед собою цель - высшее благо, чтобы стремиться к ней изо всех сил и иметь ее в виду в каждом деле, в каждом слове.
*
Наша ошибка в том, что мы смотрим на смерть как на будущее событие. Большая часть смерти уже наступила: то, что за нами, в её владении.
*
Никогда не будет счастлив тот, кого мучает вид большего счастья.
*
Никогда не считай счастливцем того, кто зависит от счастья!
*
Никто не умирает не в свой срок. Своего времени ты не потеряешь: ведь что ты оставляешь после себя, то не твое.
*
Первый же час, давший нам жизнь, укоротил ее.
*
После смерти всё прекращается, даже она сама.
*
Пусть будет нашей высшей целью одно: говорить, как чувствуем, и жить, как говорим.
*
Счастливей всех тот, кто без тревоги ждет завтрашнего дня: он уверен, что принадлежит сам себе.
*
Только время принадлежит нам.
*
Чем больше стремишься к счастью, тем больше от него отдаляешься.

 

Эпиктет (ок. 50–135)

эпиктет - 1

Эпиктет (50–138) – древнегреческий философ. Долгое время был рабом, само слово «эпиктет» – означает «приобретенный». После смерти императора Нерона в 68 г. вместе с другими философами и риторами Эпиктет был изгнан из Рима и стал свободным. После чего основал в Никополе философскую школу. У него было много знатных и богатых учеников, однако Эпиктет вел нищенскую жизнь. Сам Эпиктет ничего не писал, а излагал свое учение устно. Его мысли сохранились благодаря записям ученика Флавия Арриана: «Руководство Эпиктета», «Беседы Эпиктета», «Рассуждения Эпиктета». Эпиктет полагал что основная задача философии – научить различать то, что сделать в силах человека и что человеку неподсильно. Согласно Эпиктету нам неподвластно все находящееся вне нас. Не внешний мир, а только наши представления о нем делают нас счастливыми или несчастными; при этом наши мысли, а следовательно, и наше счастье нам подвластны. Эпиктет учил, что все люди – дети единого Бога, и вся жизнь человека должна находиться в связи с Богом, что дает человеку силы мужественно переносить все превратности жизни. [1]

*
Нас делают счастливыми или несчастными не сами вещи, а только наши представления о них. Всё находящееся вне нас (телесное, внешний мир) нам неподвластно. Наши мысли, стремления, а следовательно и наше счастье подвластны нам.  Цель в том, чтобы научиться различать то, что сделать в наших силах, а что нет. 
*
Главное – иметь здравые представления о бытии богов и их мудром управлении Вселенной.
*
То, что случится не в твоей воле, а жить по добру или по злу - в твоей воле. Никто не мешает тебе, чтобы ни случилось с тобою, поступать всегда и во всем сообразно с правдой и добром. Все, что ни случится, ты обратишь себе в поучение и в пользу.
*
Мы никогда ничему не научились, если бы делали так, как только нам вздумается. Значит для того, чтобы быть свободным человеком, не следует желать зря всего того, что только придёт в голову. Напротив того, свободный человек должен выучиться хотеть и соглашаться со всем тем, что с ним случается, потому что то, что с человеком случается, случается не зря, а по воле Того, Кто управляет всем миром.
*
Обстоятельства не творят человека. Они просто раскрывают его самому себе
*
Одиночество - это некое состояние лишенного помощи. Ведь если кто-то один, это не значит, что тем самым он и одинок, так же как если кто-то в толпе, это не значит, что он не одинок.
*
Рассмотри, кто ты есть. Прежде всего - человек, а это значит - тот, у кого нет ничего главнее свободы воли, но ей все остальное у него подчинено, а сама она у него неподвластна рабству и подчинению.
*
Свободный человек распоряжается только тем, чем можно распоряжаться беспрепятственно. А распоряжаться беспрепятственно можно только самим собою. И потому если ты увидишь, что человек хочет распоряжаться не самим собою, а другими, то знай, что он не свободен: он сделался рабом своего желания властвовать над людьми
*
Тело моё могут взять, но дух мой свободен и ему никто ни в чём не может помешать/
*
К свободе ведет лишь одна дорога: презрение к тому, что не зависит от нас
*
Когда, закрыв за собой дверь, ты остаешься один в своем доме, не говори, что ты одинок: ибо ты не одинок, Бог и твоя душа вместе с тобою (Беседы)

 

Марк Аврелий (121–180)

марк аврелий_1

– представитель позднего / римского стоицизма, последователь Эпиктета. Последний из пяти хороших императоров династии Антонинов, за время правления которых (96–180 годы н. э.) Римская империя достигла наивысшего расцвета.

*
Время человеческой жизни – миг.
Её сущность – вечное течение.
Ощущение смутно,
Строение всего тела бренно.
Душа неустойчива,
Судьба загадочна,
Слава недостоверна.
Одним словом, всё, относящееся к нему,
Подобно потоку, относящееся к душе сновидению и дыму.
Жизнь – борьба и странствие по чужбине,
Посмертная слава – забвение.
Но что же может вывести на путь?
 
*
Всё настоящее – мгновение вечности.
*
Скоро ты забудешь обо всём, и всё, в свою очередь, забудет о тебе.
*
Живи так, как будто ты сейчас должен проститься с жизнью, как будто время, оставленное тебе, есть неожиданный подарок.
*
Самое тихое и безмятежное место, куда человек может удалиться, – это его душа... Почаще же разрешай себе такое уединение и черпай в нем новые силы.
*
Самый презренный вид малодушия – это жалость к самому себе.
*
Будь подобен скале: волны беспрестанно разбиваются о нее, она же стоит недвижимо, и вокруг нее стихают взволнованные воды.
*
Если вас раздражает некий предмет, то виноват в этом не он сам, а ваше суждение о нём. И в ваших силах изменить это суждение.
*
Любить тех, кто ошибается и заблуждается, – особое свойство человека. Такая любовь рождается тогда, когда ты понимаешь, что все люди – твои братья. Что они погрязли в невежестве и заблуждаются не по своей воле.
*
Приспособься к тому окружению, в котором тебе предназначено жить, и проявляй истинную любовь к своим братьям, которыми окружила тебя судьба.
 

Аммоний Саккас (175–242)

Саккас_01

— древнегреческий философ, живший в римском Египте, был учителем основателя неоплатонизма Плотина. Саккас хотел соединить разные идеи, в т.ч. учения Платона о нематериальной душе и Аристотеля о чистом космическом уме-перводвигателе и его самосозерцании. Он создал философскую систему, целью которой было синтезировать известные религии, утвердил единый универсальный принцип и общую систему этики. Аммоний Саккас и его ученики первые, кто стал употреблять термин «теософия». [4]

 

Плотин (204–270)

плотин_01

Плотин – античный философ-идеалист, основатель неоплатонизма. В центре учения Плотина – диалектика трёх основных онтологических субстанций – Единого, Ума и Души. Оригинальна идея Плотина о Едином как трансцендентном начале, которое превышает всё сущее и мыслимое и ему предшествует. Неоплатоники понимали Божество как неизъяснимую первосущность, стоящую выше всякого постижения и порождающую собой все многообразие вещей путём эманации («излияния»).
 
Плотин – последователь Платона – мечтал создать город мыслителей – Платонополис. Считал, что все Мироздание пронизывает божественный дух. Материя есть темная, стихийная, хаотичная сила, которой разум придает гармонию, красоту и смысл. Плотин умер, так и не обработав и не опубликовав свои лекции. Эту работу завершил его ученик Порфирий, философ-идеалист. Идеи Плотина оказали влияние на мировоззрение Аврелия Августина, а через него – на христианскую теологию (богословие, религиозное знание).
 
*
«Так как ум прекрасен, – учил Плотин , – даже прекраснейшее из всего покоится в чистом свете и чистом сиянии и охватывает природу сущего, наш мир есть лишь тень и отражение ума».
*
Время есть жизнь души, пребывающей в переходном движении от одного жизненного проявления к другому.
*
Время есть продукт созерцания, неразрывно связанный с душой, как вечность неразрывно связана с умопостигаемым миром…
*
Время не разрывается на части и не делится между отдельными душами подобно тому, как вечность существует неделимо, но в различных проявлениях в вещах одного и того же порядка… Время заключается в каждой человеческой душе, и притом время с одинаковыми свойствами.
*
Время… является измерением длины подобной жизни; эта длина развертывается в бесшумно наступающих изменениях, которые протекают равномерно.
 

Боэций (ок. 480–524)

боэций_01

Аниций Манлий Северин Боэций (Anicius Manlius Severinus Boethius; ок. 480-524 или 525) – римский государственный деятель, философ-неоплатоник, теоретик музыки, христианский теолог. Происходил из знатного рода, получил прекрасное воспитание и образование. Благодаря его переводам в западную философию вошел Аристотель. Занимался науками, философией, переводами, написал несколько теологических трактатов. В 523 был обвинён в измене, заключён в тюрьму и казнён. В ожидании казни написал (в прозе и стихах) своё главное сочинение «Утешение Философией» («De consolatione philosophiae»), которое стало одной из популярнейших книг Средневековья и оказало сильное влияние на европейскую литературу. 

*
Когда я устре­мил гла­за на нее и сосре­дото­чил вни­ма­ние, то узнал кор­ми­ли­цу мою - Фило­со­фию, под чьим при­смот­ром нахо­дил­ся с юно­ше­ских лет. Зачем, - спро­сил я, - о настав­ни­ца всех доб­ро­де­те­лей, при­шла ты в оди­но­кую оби­тель изгнан­ни­ка, спу­стив­шись с высо­ких сфер? Для того ли, чтобы быть обви­нен­ной вме­сте со мной и под­верг­нуть­ся лож­ным наве­там? - О мой пито­мец, - отве­ти­ла она, - раз­ве могу я поки­нуть тебя и не разде­лить вме­сте с тобой бре­мя, кото­рое на тебя обру­ши­ли те, кто нена­видит самое имя мое! [5] 

*
Мысль о смерти более жестока, чем сама смерть.
*
Чума нанесет меньший вред, чем враг, прикинувшийся другом!
*
При дурных нравах мудрость подвергается опасности.
*
Только мудрые могут достигать всего, чего пожелают, дурные же обычно делают то, что угодно их чувственности, того же, чего действительно желают, они достичь не могут.
*
Мир этот не мог бы быть согласован в единое целое из столь различных и противоположных частей, если бы не существовало единого начала, которое соединяет столь различное и несогласное.​​​​​
 
 

Список источников и литературы


1. Биографии и цитаты философов на сайте cpsy.ru
2. Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 31. 
3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Пер.: М.Л. Гаспаров. М., 1995
4. Аммоний Саккас на сайте «Человек. Мир. Гнозис»
5. Боэций. Утешение Философией и другие трактаты. М., «Наука», 1990.
6. Этика: учебник // Апресян Р. Г. – М.: КНОРУС, 2017 - 356 с.
Адрес:
mir-gnozis.ru |
сайт о духовном пути
Яндекс.Метрика ; Рейтинг@Mail.ru