Концепции смысла жизни

Проблема смысла жизни, предназначение человека и другие вечные вопросы в западной философии

люди науки коперник

 

Основные философские направления / течения и их представители


Рационализм

  • Рене Декарт (1596–1650) – «Рассуждение о методе» (1637), «Первоначала философии» (1644)
  • Бенедикт Спиноза (1632–1677) – «Этика» (1677)

Иррационализм / Нигилизм

  • Артур Шопенгауэр (1788–1860) – «Мир как воля и представление» (1818)
  • Фридрих Ницше (1844–1900) – «Происхождение трагедии» (1872), «Веселая наука» (1882 и 1887), «Так говорил Заратустра» (1883-1891), «За гранью добра и зла» (1886) и «Генеалогия морали» (1887)

Экзистенциализм (философия существования)

  • Сёрен Обю Кьеркегор (1813–1855) – «Или – или» (1843), «Страх и трепет» (1843), «Стадии жизненного пути» (1845).
  • Карл Ясперс (1883–1969) – «Философия» (1932), «Вопрос о виновности. О политической ответственности Германии» (1946).
  • Мартин Хайдеггер (1889–1976) – «Бытие и время» (1927), «Письмо о гуманизме» (1946). 
  • Жан Поль Сартр (1905–1980) – «Тошнота» (1938), «Экзистенциализм – это гуманизм» (1946).
  • Альберт Камю (1913–1960) – романы «Посторонний» (1940) и «Чума» (1947).

Прагматизм и функционализм 

  • Уильям Джеймс (1842–1910) – «Принципы психологии» (1878-1890 гг), «Многообразие религиозного опыта» (1902) 

Аналитическая философия

 

 

Познаваем ли мир? Что такое истина?


античность 4

Коротко, в двух словах:

  • Рационализм (от лат. rationalis – разумный) – считает, что основой познания и действия людей является разум.
  • Эмпиризм (сенсуализм) (лат. sensus – восприятие, чувство, ощущение) – считает основной и главной формой достоверного познания ощущения и восприятия. «Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах».
  • Иррационализм - (от лат. irrationalis неразумный, бессознательный) – ограничивает или даже отрицает роль разума в постижении мира. 
  • Мистицизм (от др.-греч. таинственный) – понимание и восприятие мира основано на эмоциях, интуиции и иррационализме; опыте прямого личностного общения, слияния или постижения некоей абсолютной реальности и абсолютной истины (Бога, Абсолюта).
  • Скептицизм философский (от др.-греч. – рассматривающий, исследующий) – это не отрицание, а скорее сомнение в возможности достоверного знания, «вечно ищущее, никогда не удовлетворённое, ни на чем окончательно не останавливающееся философское мышление».
  • Позитивизм (от лат. positivus – установленный, точный) – ничего не принимает на веру, «всё подлинное (позитивное) знание есть совокупный результат специальных наук».

 

Проблема смысла жизни и назначения человека


философия нового времени

Концепции смысла жизни. Коротко, в двух словах:

  • Этика – золотое правило этики: «не делай другим того, чего не желаешь себе». Человек должен служить другим людям и человечеству в целом. Смысл жизни – в самопожертвовании и принесении пользы. 
  • Разумный эгоизм (в бытовом понимании) – умение жить собственными интересами, не противореча интересам других. 
  • Нигилизм (от лат. nihil – ничего) – это ничто, пустота, разрушение идеалов предыдущих поколений, отрицание нравственных принципов.
  • Экзистенциализм или философия существования (от позднелат. existentia – существование). Различают экзистенциализм атеистический (Сартр, Камю, Хайдеггер) и религиозный (Ясперс). Согласно Э.А., трансценция - есть "ни­что, выступающее как глубочайшая тай­на экзистенции", а согласно ЭР "трансцендентное – это Бог".
  • Утилитаризм (от лат. utilitas – польза) – смысл жизни в стремлении к личной выгоде и пользе (эгоистический вариант) или в принесении пользы людям (альтруистический вариант).
  • Прагматизм (от греч. pragma – дело, действие) – стремится к получению практически полезных результатов, принцип практичности.
  • Гуманизм (от лат. humanus – «человечный») – смысл жизни связывается со служением другим людям и с заботой о благе всего человечества как целого.

 

Западная философия: о смысле жизни, познании мира, Боге и человеке


Бенедикт Спиноза (1632–1677)

спиноза_01

Бенедикт Спиноза (Борух Спиноза; 24.11.1632 – 21.02.1677) – голландский философ, один из выдающихся представителей философии Нового времени, рационалист, пантеист. Философская система Спинозы – утверждала тождество безличного бога с единой бесконечной субстанцией, которую невозможно постичь разумом. Субстанция, порождающая мир предметов и явлений природы (модусов), определяет математические законы их взаимодействия. Центральное место в философии Спинозы занимала этика, исследования человека в его отношении к обществу и Бытию. Спиноза утверждал, что «наука имеет одно назначение … а именно высшее совершенствование человечества». Однако детерминизм – подчиненность всего строгим законам логики как для любого предмета так и для человека означало полное отсутствие свобода воли. Спиноза впервые пытался построить психологию эмоций, которую представлял как систему динамических сил, подчиняющихся логическим законам, которые могут быть выведены из трех первичных эмоций (удовольствия, неудовольствия, желания). Идея о том, что эмоциональная жизнь подчинена логике, а эмоции – не просто иррациональные силы, которые должны быть подавлены, или каким-то образом преодолены, нашла признание только два века спустя – в психоанализе Фрейда. [11]

 

«Этика, доказанная в геометрическом порядке» (Ethica, ordine geometrico demonstrata, 1677)

Спиноза доказывает, что всё происходящее в мире имеет причину в благом Боге, соответственно для счастья и блаженной жизни необходимо правильным образом настроить аффекты («смутная идея»: лат. confusa idea), которые слагаются из желания (лат. cupiditate), удовольствия (лат. lætitia) и неудовольствия (лат. tristitia). В этике Спиноза отстаивал позиции разумного эгоизма (Первая и единственная основа добродетели или правильного образа жизни есть искание собственной пользы) [>>>]

*
Бог, любя самого себя, любит людей, и, следовательно, любовь Бога к людям и познавательная любовь души к Богу - одно и то же (V ч., королларий к 36 теореме).
*
Желание есть самая сущность человека (лат. Cupiditas est ipsa hominis essentia, III ч. из определения аффектов)
*
Любовь есть удовольствие, сопровождаемое идеей внешней причины (лат. Amor est lætitia concomitante idea causæ externæ: III ч., схолия к 30 теореме, также IV ч., доказательство к 44 теореме)
*
Воля и разум - одно и то же (лат. Voluntas et intellectus unum et idem sunt: II ч., королларий к 49 теореме)

Прочие цитаты

*
...в материи нет ничего, кроме механических соединений и операций.
*
Всякая жизнь, насколько от неё зависит, стремится пребывать в своём существовании.
*
Деление сущего на действительное и мысленное ложно.
*
Достоверность не находится в вещах.
*
Искание целей в природе имеет своим источником невежество.
*
Наконец, мы привыкли все, что познаем, рисовать в нашем воображении в виде картин, откуда и происходит то, что даже не сущее мы воображаем положительно как сущее. Ибо душа, рассматриваемая сама по себе как мыслящая вещь, не имеет большей силы для утверждения, чем для отрицания.
*
Наш разум был бы менее совершенен, если бы душа оставалась одинокой и не познавала ничего, кроме самой себя... Поэтому для человека нет ничего полезнее человека.
*
Одно дело - исследование природы вещей, другое - исследование модусов, посредством которых мы воспринимаем вещи.
*
Природа не предполагает для себя никаких целей... Все конечные причины составляют только человеческие вымыслы.
*
Природа познается сама через себя, а не через какую-либо иную вещь. Она состоит из бесконечных атрибутов, из которых каждый бесконечен и совершенен в своем роде; к сущности ее относится существование, так что вне ее нет уже сущности или бытия, и она точно совпадает с сущностью единственно величественного и прославляемого Бога.
*
Свободный человек ни о чем так мало не думает, как о смерти, и мудрость его состоит в размышлении о жизни, а не о смерти.
*
Страх возникает вследствие бессилия духа.
*
Я понял, что все вещи, которых я боялся и которые боялись меня, являются добрыми или злыми лишь в той мере, в какой они воздействуют на мой разум. [11]

 

Артур Шопенгауэр (1788–1860)

шопенгауэр_01

Артур Шопенгауэр (Arthur Schopenhauer, 22.02.1788 – 21.09.1860) – немецкий философ. Один из самых известных мыслителей иррационализма, который утверждает иррациональный характер действительности, т.е. существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие вещи как интуиция, чувства, вера, инстинкт, откровения и т.п. [3]

На философию Шопенгауэра значительное влияние оказали оказали идеи немецкого романтизма (Новалиса, Гофмана, Шлегеля. Он преклонялся перед Иммануилом Кантом, увлекался мистикой, и философией Востока. Мир у Шопенгауэра трактуется как ни на чем ни основанная «воля к жизни». Эта воля распадается на множество частиц («объективаций»), каждая из которых стремится к абсолютному господству. Человек, по Шопенгауэру, является высшей ступенью в иерархии «объективаций», потому что он наделен разумным познанием, и вследствие этого каждый человек обладает всей волей к жизни, а все другие люди предстают пред ним как нечто независящие от его воли, отсюда, по автору, происходит эгоизм человека. Следуя идеям Лейбница о существовании множества миров, Шопенгауэр считал наш мир «наихудшим из миров». Он полагал, что счастье иллюзорно, так как, даже достигнув желаемого, человек не испытывает счастья, а получает лишь пресыщение и скуку. Таким образом мир не создан для счастья человека, а оптимизм – насмешка над страданиями людей. За свои сочинения Шопенгауэр получил прозвище «философа пессимизма». Философия Шопенгауэра оказала значительное влияние на развитие немецкой и мировой философии. Последователями мыслителя были Р. Вагнер, Э. Гартман, Ф.Ницше и др. [1]

*
А что люди называют судьбой, это большей частью просто их собственные глупые выходки.
*
Будущее скрыто от нас – не в настоящем, а в будущем. Время – это посредник между возможным и действительным.
*
В одиночестве каждый видит в себе то, что он есть на самом деле.
*
В смерти эгоизм подвергается, вследствие уничтожения собственной личности человека, полнейшему расстройству и раздроблению. Смерть поэтому представляет поучение, которое даётся эгоизму ходом естества.
*
Всякий раз, как умирает человек, погибает некий мир, который он носит в своей голове; чем интеллигентней голова, тем этот мир отчётливее, яснее, значительнее, обширнее, тем ужаснее его гибель.
*
Есть одна для всех врожденная ошибка – это убеждение, будто мы рождены для счастья.
*
Каждый человек может вполне быть самим собою только пока он одинок.
*
Как рабочий, трудясь над возведением здания или не знает или не всегда отчетливо представляет себе план целого, так же и человек, отбывая отдельные дни и часы своей жизни не имеет общего представления о ходе и характере своего существования.
*
Когда люди вступают в тесное общение между собой, то их поведение напоминает дикобразов, пытающихся согреться в холодную зимнюю ночь. Им холодно, они прижимаются друг к другу, но чем сильнее они это делают, тем больнее они колют друг друга своими длинными иглами. Вынужденные из-за боли уколов разойтись, они вновь сближаются из-за холода, и так - все ночи напролет.
*
Кто не любит одиночества – тот не любит свободы, ибо лишь в одиночестве можно быть свободным.
*
Мир невозможен без времени, но и время невозможно без мира.
*
Мир – это госпиталь неизлечимых больных.
*
Не следует предъявлять к жизни слишком высокие требования, т. е. строить свое счастье на широком фундаменте; опираясь на него счастье легче может рушиться, будучи больше подвержено разным бедам, которых избежать нельзя.
*
Нужно сдерживать свое воображение во всем, что касается нашего счастья или несчастья.
*
Одиночество есть жребий всех выдающихся умов.
*
По настоящему подходящее обращение между двумя людьми, вместо Сэр или Господин, должно быть мой товарищ по несчастью. Насколько странно бы это ни звучало, это согласуется с фактами и представляет другого человека в наиболее правильном свете, а также напоминает нам эту наиболее необходимую вещь – терпимость, терпение, снисходительность и любовь к ближнему, в которой каждый из нас нуждается от других и которую обязан давать другому.
*
Смерть – это только преувеличенное, резкое, кричащее, грубое выражение того, что мир собою представляет всецело.
*
Смерть одним ударом разрушает всё, чего хотел человек, и таким образом увенчивает то назидание, которое дала ему жизнь с её препонами, обманутыми надеждами, неосуществлёнными стремлениями и вечным страданием.
*
Смерть, в сущности, то же, что жизнь, ибо только время, ничтожное, служит для них различием.
*
То, что людьми принято называть судьбою, является в сущности лишь совокупностью учиненных ими глупостей.
*
Чтобы оценить положение человека с точки зрения счастья, надо знать не то, что дает ему удовлетворение, а то, что способно опечалить его, и чем незначительнее это последнее, тем человек счастливее: чтобы быть чувствительным к мелочам, надо жить в известном довольстве: в несчастии ведь мы их вовсе не ощущаем. [11]

 

Фридрих Ницше (1844–1900)

ницше_01

Фридрих Вильгельм Ницше (Friedrich Wilhelm Nietzsche; 15.10.1844 – 25.08.1900) – немецкий философ. Испытал влияние Шопенгауэра. В своих сочинениях, выступал с нигилистической критикой культуры, проповедовал имморализм – отказ от морали, отрицательное отношение ко всяким нравственным принципам. В работах «Так говорил Заратустра», «Воля к власти» и др., создал теорию «сверхчеловека» - индивидуалистический культ сильной личности, который при этом сочетался с романтическим представлением Ницше о «человеке будущего». Душевная болезнь прервала работу философа. Последнюю четверть жизни Ницше провел в психиатрической лечебнице.

*
«Цель», «надобность» достаточно часто оказываются лишь благовидным предлогом, добавочным самоослеплением тщеславия, не желающего признаться, что корабль следует течению, в которое он случайно попал.
*
Как будто ценности скрыты в вещах и все дело только в том, чтобы овладеть ими!
*
Ах, как удобно вы пристроились! У вас есть закон и дурной глаз на того, кто только в помыслах обращен против закона. Мы же свободны – что знаете вы о муке ответственности в отношении самого себя!
*
Вся наша социология не знает другого инстинкта, кроме инстинкта стада, т.е. суммированных нулей, – где каждый нуль имеет «одинаковые права», где считается добродетелью быть нулем.
*
Добродетель опровергается, если спрашивать, «зачем?».
*
Если вы хотите высоко подняться, пользуйтесь собственными ногами! Не позволяйте нести себя, не садитесь на чужие плечи и головы!
*
Если долго всматриваться в бездну – бездна начнет всматриваться в тебя.
*
Есть два вида одиночества. Для одного одиночество – это бегство больного, для другого – бегство от больных.
*
Есть два вида одиночества. Для одного одиночество – это бегство больного, для другого – бегство от больных.
*
Есть два пути избавить вас от страдания: быстрая смерть и продолжительная любовь.
*
Каждый малейший шаг на поле свободного мышления и лично формируемой жизни всегда завоевывается ценой духовных и физических мучений.
*
Критика новейшей философии: ошибочность отправного пункта, будто существуют «факты сознания» – будто в области самонаблюдения нет места феноменализму.
*
Кто подвергается нападкам со стороны своего времени, тот еще недостаточно опередил его – или отстал от него.
*
Мы – наследники совершавшихся в течение двух тысячелетий вивисекции совести и самораспятия.
*
Наедине с собою мы представляем себе всех простодушнее себя: таким образом мы даем себе отдых от наших ближних.
*
Ничто не покупается за большую цену, чем частица человеческого разума и свободы.
*
Ничто не поражает так глубоко, ничто так не разрушает, как «безличный долг», как жертва молоху абстракции.
*
Познавший самого себя – собственный палач.
*
С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже уходят корни его в землю, вниз, в мрак и глубину – ко злу.
*
Смерть достаточно близка, чтобы можно было не страшиться жизни.
*
Человек забывает свою вину, когда исповедался в ней другому, но этот последний обыкновенно не забывает её.
*
Человек понемногу стал фантастическим животным, которое в большей степени, чем любое другое животное, тщится оправдать условие существования: человеку должно время от времени казаться, что он знает, почему он существует, его порода не в состоянии преуспевать без периодического доверия к жизни, без веры в разум, присущий жизни.
*
Человек предпочитает желать небытие, нежели вообще не желать.
*
Человечество является скорее средством, а не целью. Человечество является просто подопытным материалом.
*
Чтобы моральные ценности могли достигнуть господства, они должны опираться исключительно на силы и аффекты безнравственного характера.
*
Я не бегу близости людей: как раз даль, извечная даль, пролегающая между человеком и человеком, гонит меня в одиночество.
*
Но то, что убеждает, тем самым еще не становится истинным: оно только убедительно. Примечание для ослов. [11]

 

Сёрен Обю Кьеркегор (1813–1855)

Кьеркегор_02

Сьерен Кьеркегор (Киркегор / Киркегард. Soren Kirkegaard, 1813-1855) датский поэт, писатель, философ. В сочинениях Кьеркегора содержатся точные определения таких категорий, как вера, истина, откровение, разум; анализируется проблема этической ответственности в конкретных ситуациях; разрабатывается оригинальная и глубокая философия. Труды и идеи Кьеркегора оказали значительное влияние на европейскую и мировую философию и литературу. Ему многим обязаны Г.Ибсен, М.Унамуно, А.П.Чехов, Н.А.Бердяев, К.Барт, Г.Марсель, М.Хайдеггер и К.Ясперс.

*
Жизнь полна абсурда и человек должен создавать свои собственные ценности в равнодушном мире. (Серен Кьеркегор).
*
Свобода – это волшебная лампа; когда человек трет ее с этической страстью, то для него возникает Бог.
*
Никто не свободен от отчаяния; нет никого, в ком глубоко внутри не пребывало бы беспокойство, тревога, дисгармония, страх перед чем-то неизведанным или перед чем-то, о чем он даже не осмеливается узнать, – страх перед чем-то внутренним или же страх перед самим собой.
*
Тревогу всегда можно понять только в ее связи со свободой человека.
*
В чем вообще смысл жизни? – Людей, собственно, можно разделить на два класса: один должен работать, чтобы поддержать жизнь, другой не нуждается в этом. Но не в работе же людей первого класса смысл жизни! Если допустить это, выйдет колоссальное противоречие: постоянное добывание условий станет ответом на вопрос о значении того, что этим обусловливается! Жизнь другого класса тоже не имеет никакого иного смысла, кроме потребления готовых условий. Сказать же, что смысл жизни в смерти – вновь, кажется, противоречие.
*
Вера абсурдна. Ее объект совершенно невероятен, иррационален и находится вне досягаемости любых аргументов... Предположим, кто-то решает, что хочет достигнуть состояния веры. Рассмотрим эту комедию. Он хочет уверовать, но в то же время он хочет убедить себя в том, что делает правильный шаг. Таким образом он предпринимает объективное исследование возможности того, что он прав. И что получается? Сейчас этот человек готов поверить, и он уверяет себя в том, что его вера совсем иного рода, нежели вера башмачников и портных. Он говорит, что правильно исследовал всю проблему и понял ее вероятность. Сейчас он готов поверить. Но именно в этот момент поверить становится для него невозможным. Все, что почти вероятно или очень вероятно, это то, что он почти может знать или может почти знать – но не может в это поверить. Потому что объект веры – это абсурдное. Это единственное, во что можно верить.
*
Весь мир сегодня болен, вся жизнь больна… Если бы я был врачом и меня спросили: что ты посоветуешь? – я бы ответил: сотвори молчание! Заставь людей помолчать. Иначе не может быть услышано слово Божие.
*
Выбор подымает душу человека, сообщает ей тихое внутреннее довольство, сознание собственного достоинства.
*
Двери счастья отворяются, к сожалению, не внутрь тогда их можно было бы растворить бурным напором, а изнутри, и потому ничего не поделаешь!
*
Если бы человек был зверем или ангелом, он бы не мог испытывать тревогу. Но, являясь синтезом того и другого, он способен ощущать тревогу, и чем полнее его тревога, тем более велик этот человек. Это утверждение было бы неверным, если бы, как принято думать, тревога относилась к чему-то внешнему, к тому, что лежит за пределами человека; но в действительности человек сам создает тревогу.
*
Истина существует только в той степени, в какой индивид сам ее производит.
*
Каждому следует с большой осторожностью входить в общение с другими, а в существенную беседу вступать лишь с Богом да с самим собой.
*
Какие люди странные! Никогда не пользуясь присвоенной им свободой в одной области, они во что бы то ни стало требуют ее в другой: им дана свобода мысли, так нет, подавай им свободу слова!
*
Какую бесконечную грусть испытываешь при виде человека, совершенно одинокого на свете.
*
Когда вопрос о правде ставится субъективным образом, то отражение субъективно направляется на природу индивидуального отношения. Если только тип этого отношения находится в правде, то индивид также находится в правде, даже если из-за этого он становится связанным с тем, что не является правдой.
*
Любовь означает открытую экзистенцию или то, что составляет целое жизни, саму жизнь как синтез бесконечного и конечного… Но что такое экзистенция? То самое дитя, плод бесконечного и конечного, вечного и временного, и потому постоянно к чему-то устремленный.
*
Люди перестали верить в Бога. За этим последовало наказание: они стали бояться себя, страстно желать фантасмагорического, и сейчас они содрогаются при виде этого создания их собственного воображения.
*
Моя жизнь – вечная ночь... что такое жизнь, как не безумие?
*
Наша жизнь – это игра, правила которой нам неизвестны.
*
Отчаяние склонно к обезьянничанью, здесь можно и обмануться, приняв за отчаяние – то есть явление духовное – всякого рода бесплодную подавленность, надрывную тоску, которая проходит, не приводя к отчаянию. В любом случае психолог не довольствуется здесь тем, чтобы выявлять формы такой подавленности, – он хорошо видит, что все это наносное, но вот сама эта склонность к обезьянничанью – это как раз имеет отношение к отчаянию; психолог не обманывается также видом самой этой бесплодной тоски, но понимает, что как раз ее незначительность имеет отношение к отчаянию!
*
Рисковать – значит тревожиться, но не рисковать – значит потерять себя.
*
Свобода – это диалектика возможного и необходимого.
*
Страх – это возможность свободы, только такой страх абсолютно воспитывает силой веры, поскольку он пожирает все конечное и обнаруживает всю его обманчивость. Ни один Великий инквизитор не имел под рукой столь ужасных пыток, какие имеет страх, и ни один шпион не умеет столь искусно нападать на подозреваемого как раз в то мгновение, когда тот слабее всего, не умеет столь прельстительно раскладывать ловушки, в которые тот должен попасться, как это умеет страх; и ни один проницательный судья не понимает, как нужно допрашивать обвиняемого – допрашивать его, как это делает страх, который никогда не отпускает обвиняемого – ни в развлечениях, ни в шуме повседневности, ни в труде, ни днем, ни ночью.
*
Страх – это желание того, чего страшатся, это симпатическая антипатия; страх – это чуждая сила, которая захватывает индивида, и все же он не может освободиться от нее, – да и не хочет, ибо человек страшится, но страшится он того, что желает. Страх делает индивида бессильным, а первый грех всегда происходит в слабости; потому-то он по своей видимости случается как бы безотчетно, но такое отсутствие осознания и есть настоящая ловушка.
*
Страх – это симпатическая антипатия и антипатическая симпатия.
*
Толк в жизни понимаешь только потом, но жить приходится сначала.
*
Тот, кто наблюдал жизнь современного поколения, едва ли может отрицать, что абсурдность нашей жизни, а также причина тревоги и беспокойства нашего поколения заключается в следующем: с одной стороны, истина становится все сильнее, охватывает все больше предметов, отчасти она даже растет в своей абстрактной ясности, но, с другой стороны, чувство уверенности неуклонно уменьшается.
*
Тревога является реальностью свободы – как потенциальность, предшествующая материализации свободы.
*
Философия права, когда учит, что познание жизни есть познание прошлого. Но она забывает другой принцип: мы живем будущим. Когда мы осознаем это, мы неизбежно приходим к заключению, что жизнь невозможно правильно познать, исходя из времени, так как ни в один из моментов жизни мы не можем достигнуть полного спокойствия, необходимого для того, чтобы ориентировать свою мысль по направлению к прошлому.
*
Человек есть дух. Но что же такое дух? Это Я. Но тогда – что же такое Я? Я – это отношение, относящее себя к себе самому, – иначе говоря, оно находится в отношении внутренней ориентации такого отношения, то есть Я – это не отношение, но возвращение отношения к самому себе.
*
Человек – это синтез бесконечного и конечного, временного и вечного, свободы и необходимости.
*
Внутренний смысл – это как раз тот источник, из которого струится вечная жизнь, причем вытекает из этого источника именно серьезность.
 
* * *
В прежние времена говаривали: «Жаль, что в мире никогда ничего не происходит по пасторским проповедям». Но, может быть, придет еще время — пожалуй, благодаря философии, — когда можно будет сказать: «К счастью, в мире никогда ничего не происходит по пасторским проповедям», ибо в жизни есть хоть какой-то смысл, а в его проповедях — совсем никакого. (Страх и трепет, 1843)
* * *
Что будет? Что принесет грядущее? Я этого не знаю, я ни о чем не догадываюсь. Когда паук, потеряв точку опоры, срывается в неизвестность последствий, он неизменно видит перед собой пустое пространство, где не за что зацепиться, сколько ни барахтайся. Вот так и со мною; впереди неизменно пустое пространство, а то, что гонит меня вперед, есть последствие, оставленное позади. Эта жизнь лишена смысла и ужасна, невыносима. (Или - или, 1843)
* * *
Какой смысл в слове «моя»? Ведь оно не обозначает того, что принадлежит мне, но то, чему принадлежу я, что заключает в себе все мое существо. Это «то» мое лишь настолько, насколько я принадлежу ему сам. "Мой Бог" ведь это не тот Бог, Который принадлежит мне, но тот, Которому принадлежу я. То же самое и относительно выражений: "моя родина", "моё призвание", "моя страсть", "моя надежда". (Дневник обольстителя)
* * *
Повесься, ты пожалеешь об этом; не повесься, ты и об этом пожалеешь, в том и другом случае ты пожалеешь об этом. Таково, милостивые государи, резюме всей жизненной мудрости... [11]

 

Карл Ясперс (1883–1969)

ясперс_01

Карл Теодор Ясперс (Karl Theodor Jaspers; 23.02.1883 – 26.02.1969) – немецкий философ, психолог и психиатр, один из главных представителей экзистенциализма. Начал свою академическую карьеру в качестве психолога. В 1909-1915 работал ассистентом врача в университетской психиатрической клинике. В 1916 был назначен ассистентом по психологии. Неудовлетворенность состоянием психологической теории привела его к философии. В 1920 он стал ассистентом по философии, а в 1921 профессором философии Гейдельбергского университета. Значительное влияние на Ясперса оказал Мартин Хайдеггер, с которым он был связан тесными дружескими отношениями, которые были прерваны в связи с симпатиями Хайдеггера к нацистам. В 1937 году Ясперс был лишен звания профессора, в 1938 была запрещена публикация его трудов. Вплоть до окончания войны он находился под угрозой ареста. После войны был восстановлен в должности, и принял активное участие в общественной жизни Германии. В 1945 году Ясперс отказавшись от поста министра культуры возвращается в Университет. Много выступает на самые животрепещущие темы, как политический философ, осмысляя жестокий опыт нацизма. Он выступает за денацификацию университетов и в этой связи возникает тяжелая коллизия, когда от него зависит судьба Хайдеггера. Ничего не скрывая от комиссии по денацификации, Ясперс в 1945 году сделал все, чтобы Хайдеггеру разрешили печататься, а в 1949 году – чтобы он вернулся к преподаванию в университете. Их переписка продолжалась до 1963 года. Философская публицистика Ясперса этих лет сделала его одним из духовных лидеров Германии. В 1949 Ясперс стал профессором философии Базельского университета. Работы Ясперса оказали значительное влияние на такие области философии как эпистемология, философия религии и философия политики.

*
Границы рождают мою самость. Если моя свобода не сталкивается ни с какими границами, я превращаюсь в ничто. Благодаря ограничениям, я вытаскиваю себя из забвения и привожу в существование.
*
Если я жду от изменения обстоятельств того, чем я могу быть из самого себя, я предаю собственные возможности.
*
Как живые существа, мы наделены такими потребностями, которые могут быть удовлетворены только извне. Мы должны жить в обществе и играть в нем определенную РОЛЬ, дабы иметь свою долю в благах, необходимых для поддержания жизни. Мы должны жить среди людей, подчиняясь им и одновременно сохраняя свою идентичность, отдавая и получая во взаимном общении. Мы должны жить любя и ненавидя – иначе одиночество опустошит и уничтожит нас. Мы должны жить в постоянном взаимообмене с другими и постоянно творить заново из того, что мы узнаем, слышим, понимаем и усваиваем; только так, благодаря соучастию наших сотоварищей по роду человеческому, мы сможем приобщиться к духу.
*
Мы свободны не благодаря самим себе. Наша свобода дарована нам, хотя мы и не знаем, откуда. Мы оказались в мире не благодаря самим себе... Поскольку не мы создавали самих себя, наша свобода также существует не благодаря нам, но нам дарована... Откуда? Очевидно, не из мира.
*
Мы являемся тем, что мы являемся, только благодаря общности взаимного сознательного понимания. Не может существовать человек сам по себе, просто как отдельный индивид.
*
Одиночество представляет собой совместное бытие в модусе отсутствия... Я не могу стать самим собой, не вступив в коммуникацию... Этот процесс осуществления, раскрытия совершается не в изолированном существовании, а лишь в присутствии Другого. В качестве единичного я для себя ни раскрыт, ни действителен.
*
Прошлое содержится в нашей памяти лишь отрывками, будущее темно. Лишь настоящее могло бы быть озарено светом. Ведь мы полностью в нем. Однако именно оно оказывается непроницаемым, ибо ясным оно было бы лишь при полном знании прошлого, которое служит ему основой, и будущего, которое таит его в себе.
*
Самые глубокие противоречия между людьми обусловлены их пониманием свободы.
*
Смерть предстоит каждому. Но мы не знаем, когда именно, и живем так будто она не придет.
*
Цель – это путь во времени.
*
Человек всегда больше того, что он о себе знает.
*
Человек становится тем, что он есть, благодаря делу, которое он делает своим.
*
Экзистенция – это бытие самим собой, которое относится к себе и в этом – к трансценденции, на которой оно основывается и благодаря которой оно знает, что подарено самому себе. Или в религиозной формулировке: «Бог есть для меня в той степени, в какой я подлинно существую».
 
*  *  *
Мы должны жить среди людей, подчиняясь им и одновременно сохраняя свою идентичность, отдавая и получая во взаимном общении. Мы должны жить любя и ненавидя – иначе одиночество опустошит и уничтожит нас. Мы должны жить в постоянном взаимообмене с другими и постоянно творить заново из того, что мы узнаем, слышим, понимаем и усваиваем; только так, благодаря соучастию наших сотоварищей по роду человеческому, мы сможем приобщиться к духу.
*
Границы рождают мою самость. Если моя свобода не сталкивается ни с какими границами, я превращаюсь в ничто. Благодаря ограничениям, я вытаскиваю себя из забвения и привожу в существование.
*
Смерть предстоит каждому. Но мы не знаем, когда именно, и живем так, будто она не придет.
*
Мы свободны не благодаря самим себе. Наша свобода дарована нам, хотя мы и не знаем, откуда. Мы оказались в мире не благодаря самим себе... Поскольку не мы создавали самих себя, наша свобода также существует не благодаря нам, но нам дарована... Откуда? Очевидно, не из мира.
*
Экзистенция – это бытие самим собой, которое относится к себе и в этом – к трансценденции, на которой оно основывается и благодаря которой оно знает, что подарено самому себе. Или в религиозной формулировке: «Бог есть для меня в той степени, в какой я подлинно существую». [11]

 

Мартин Хайдеггер (1889–1976)

хайдеггер_01

Мартин Хайдеггер (Martin Heidegger, 26.09.1889 – 26.05.1976) – немецкий философ. Был учеником Гуссерля. Впервые в работе «Бытие и время» сделал попытку систематического изложения принципов экзистенциальной философии. Сам Хайдеггер отрицал связь с экзистенциализмом, утверждая что главный его интерес не в экзистенции человека а в Бытие. Хайдеггер использовал термин Dasein (Бытие), чтобы описать способ существования человека и утверждал, что человеческая жизнь радикально отлична от других форм жизни, потому что способна познать себя и размышлять об этом бытии. В 1933 году Хайдеггер вступил в национал-социалистическую партию. Он видел в идеях нацизма нечто созвучное собственной философии. После войны ему было запрещено заниматься преподавательской деятельностью. Только в конце жизни Хайдеггер смог прочитать несколько публичных лекций.

*
Взаимное протяжение наступающего, осуществившегося и настоящего.
*
Всего труднее нам помыслить живое существо, потому что, с одной стороны, оно неким образом наш ближайший родственник, а с другой стороны, все-таки отделено целой пропастью от нашего экзистирующего существа.
*
Человек обладает свободой не как свойством, а как раз наоборот: свобода, экзистентное, раскрывающееся Dasein владеет человеком и притом изначально, так что исключительно она сообщает человеку соотнесенность с сущим в его целом.
*
Без изначальной раскрытости Ничто нет никакой самости и никакой свободы.
*
В верно увиденном и верно эксплицированном феномене времени укоренена центральная проблематика всей онтологии.
*
В Ничто человеческого бытия сущее в целом впервые только и приходит к самому себе сообразно своей наиболее подлинной возможности, т.е. конечным образом.
*
В фундаментальном настроении ужаса мы достигли того события в нашем бытии, благодаря которому открывается Ничто и исходя из которого должен ставиться вопрос о нем.
*
Вина отдельного человека остается на нем и она тем устойчивее, чем он отдельное.
*
Время – вещь, о которой идет дело, наверное, все дело мысли.
*
Всякая онтология, распоряжайся она сколь угодно богатой и прочно скрепленной категориальной системой, остается в основе слепой и извращением самого своего ее назначения, если она прежде достаточно не прояснила смысл бытия и не восприняла это прояснение как свою фундаментальную задачу
*
Глубокая тоска, бродящая в безднах нашего бытия, словно глухой туман, смещает все вещи, людей и тебя самого вместе с ними в одну массу какого-то странного безразличия. Этой тоской приоткрывается сущее в целом.
*
Если с заботой исходное устройство присутствия считать достигнутым, то на этой основе должно стать возможно довести до осмысления и лежащую в заботе понятность бытия, т.е. очертить смысл бытия.
*
Изначальный ужас может проснуться в нашем бытии в любой момент. Для этого совсем не надо, чтобы его разбудило какое-то экстравагантное событие. Глубине его действия отвечает мелочность возможных поводов для него. Он постоянно готов ворваться к нам, и все же врывается, вырывая почву из-под наших ног, лишь очень редко.
*
Каждый метафизический вопрос может быть задан только так, что спрашивающий – как таковой – тоже вовлекается в него, т.е. тоже подпадает под вопрос.
*
Как верно то, что мы никогда не схватываем все сущее в его абсолютной совокупности, так несомненно и то, что мы все-таки оказываемся стоящими посреди так или иначе приоткрывающейся совокупности сущего.
*
Лишь когда человеческое существо в событии прозрения как озаренное им отказывается от человеческого своеволия и бросает себя навстречу озарившему его свету, прочь от самого себя, человек в своем существе начинает отзываться на обращенное к нему озарение.
*
Мы ощутим его присутствие во всяком простом, достаточно свободном от предрассудков осмыслении сущего в его данности и подручной близости.
*
Насколько существо человека не сводится к животной органике, настолько же невозможно устранить или как-то компенсировать недостаточность этого определения человеческого существа, наделяя человека бессмертной душой, или разумностью, или личностными чертами... «сущность» человека – покоится в его экзистенции.
*
Наш вопрос о Ничто – что и как оно, Ничто, есть – искажает предмет вопроса до своей противоположности. Вопрос сам себя лишает собственного предмета. Соответственно и никакой ответ на этот вопрос тоже совершенно невозможен. В самом деле, он обязательно будет выступать в форме: Ничто «есть» то-то и то-то. И вопрос, и ответ в свете Ничто одинаково нелепы.
*
Неопределенность того, перед чем и от чего берет нас ужас, есть вовсе не простой недостаток определенности, а сущностная невозможность что бы то ни было определить.
*
Онтологической интерпретацией человеческого бытия как бытия-в-мире не выноситься ни позитивного, ни негативного решения относительно возможности бытия при Боге. Однако благодаря прояснению трансценденции впервые добывается достаточное понятие бытия-вот (Dasein), в опоре на которое отныне можно ставить вопрос о том, как в онтологическом смысле обстоит дело с отношением бытия-вот к Богу.
*
Понять направление, в каком вещь уже движется сама по себе – значит, увидеть ее смысл. Во вникании в такой смысл – суть осмысления. Осмыслением подразумевается больше, чем просто осознание чего-либо. Мы еще далеки от осмысления, пока просто что-то сознаем. Осмысление требует большего. Оно – отданность достойному вопрошания.
*
Просвет протяжения наступающего, осуществившегося и настоящего сам допространственный, только поэтому он может вмещать пространство, то есть иметь место.
*
Проседание сущего в целом наседает на нас при ужасе, ужас подавляет нас. Не остается ничего для опоры. В ужасе остается и захлестывает нас только это ничего. … В фундаментальном настроении ужаса мы достигаем того события, благодаря которому ставится вопрос о бытии, и, исходя из которого ставится вопрос о нем.
*
Расхожему опыту времени ближайшим образом и большей частью известно только «мировое время», но он вместе с тем всегда наделяет его ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫМ отношением к «душе» и «духу». И это даже там, где до выраженной и первичной ориентации философского вопрошания на "субъект" еще далеко.
*
Священное же, которое есть пока еще лишь сущностное пространство божественности, опять же еще только хранящей измерение для богов и для Бога, взойдет в своем свечении только тогда, когда в своей долгой подготовке просветлиться и будет воспринято в своей истине само бытие. Только так от бытия, начнется преодоление бездомности, в которой блуждают не только люди, но само существо человека
*
Смысл бытия никогда не может быть поставлен в противоположение к сущему или к бытию как опорному «основанию» сущего, ибо «основание» становится доступно только как смысл, пусть то будет даже бездна утраты смысла
*
Собственное бытие к смерти, т.е. конечность временности, есть потаенная основа историчности присутствия
*
Сущность человека покоится в его экзистенции
*
Такой вещи как человек, являющейся человеком благодаря самому себе не существует
*
Тупик ли область истины бытия или она тот простор, где свобода хранит свое существо, – пусть каждый об этом судит, сам попытавшись пройти указанным путем или, что еще лучше, лучшим, т. е. проторив путь, соразмерный вопросу.
*
Ужас приоткрывает Ничто. В ужасе «земля уходит из-под ног». Точнее: ужас уводит у нас землю из-под ног, потому что заставляет ускользать сущее в целом. Отсюда и мы сами – вот эти существующие люди – с общим провалом сущего тоже ускользаем сами от себя. Поэтому в принципе жутко делается не «тебе» и «мне», а «человеку». Только наше чистое бытие в потрясении этого провала, когда ему не на что опереться, все еще тут.
*
Усиливающаяся бездумность проистекает из болезни, подтачивающей самую сердцевину современного человека. Сегодняшний человек спасается бегством от мышления...И все же каждый может выйти в путь размышления по-своему и в своих пределах. Почему? Потому что человек – это мыслящее, т. е. осмысляющее существо. Чтобы размышлять, нам отнюдь не требуется "перепрыгнуть через себя". Достаточно остановиться на близлежащем и подумать о самом близком: о том, что касается каждого из нас – здесь и сейчас, здесь, на этом клочке родной земли, сейчас – в настоящий час мировой истории.
*
Человек блуждает. Человек не просто вступает на путь блужданий. Он всегда находится на пути блужданий. Путь блужданий, которым идет человек, нельзя представить себе как нечто, что просто сопровождает его, наподобие ямы, в которую он иногда попадает. Путь блуждания принадлежит к внутренней структуре Dasein, в которую вовлечен исторический человек.
*
Человек не господин сущего. Человек пастух бытия.
*
Человек, скорее, самым бытием сброшен в истину бытия, чтобы, экзистируя таким образом, беречь истину бытия, чтобы в свете бытия сущее явилось как сущее, каково оно есть... Для человека, однако, остается вопрос, осуществится ли его существо так, чтобы отвечать этому со-бытию.
*
Я могу посвятить жизнь работе, науке, обогащению, чему угодно другому, но человеком остаюсь, лишь выбирая одну возможность либо другую. По этой причине, не имея возможности избежать выбора, человек на что-то решается и непременно рассеивается в неподлинной экзистенции.
 
*  *  *
Всякая онтология, распоряжайся она сколь угодно богатой и прочно скрепленной категориальной системой, остается в основе слепой и извращением самого своего ее назначения, если она прежде достаточно не прояснила смысл бытия и не восприняла это прояснение как свою фундаментальную задачу.

Каждый метафизический вопрос может быть задан только так, что спрашивающий – как таковой – тоже вовлекается в него, т.е. тоже подпадает под вопрос.

Как верно то, что мы никогда не схватываем все сущее в его абсолютной совокупности, так несомненно и то, что мы все-таки оказываемся стоящими посреди так или иначе приоткрывающейся совокупности сущего.

Ужас приоткрывает ничто. В ужасе земля уходит из-под ног. Точнее: ужас уводит у нас землю из-под ног, потому что заставляет ускользать сущее в целом. Отсюда и мы сами – вот эти существующие люди – с общим провалом сущего тоже ускользаем сами от себя. Поэтому в принципе жутко делается не «тебе» и «мне», а «человеку». Только наше чистое бытие в потрясении этого провала, когда ему не на что опереться, всё ещё тут.

О том, что такое плавание, скажет нам только прыжок в реку. [11]

 

Жан Поль Сартр (1905–1980)

сартр_01

Жан-Поль Сартр (Jean-Paul Sartre, 21.6.1905 – 15.4.1980). Французский философ, писатель, драматург и общественный деятель. Основные темы художественных произведений: одиночество, свобода и ответственность, абсурдность бытия. Мировоззрение Сартра сложилось под влиянием Бергсона, Хайдеггера и Гуссерля. Один из наиболее значимых представителей экзистенциального направления в литературе и философии, Сартр так же заложил теоретические основы экзистенциальной психологии. В 1964 году был удостоен Нобелевской премии по литературе «за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время».

*
Важно не то, что сделали из меня, а то, что я сам сделал из того, что сделали из меня.
*
Вот оно время в его наготе, оно осуществляется медленно, его приходится ждать, а когда оно наступает, становится тошно, потому что замечаешь, что оно давно уже здесь.
*
Все сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно. Бессмысленно то, что мы рождаемся, бессмысленно, что умираем.
*
Действительное будущее – есть возможность такого настоящего, которое я продолжаю в себе и которое есть продление действительного в себе. Мое будущее вовлекает как будущее сосуществование очертания будущего мира… будущее в-себе, которое обнаруживается моим будущим, существует в направлении прямо соединенном с реальностью, в которой я существую.
*
Диалектика как движение действительности невозможна, если не диалектично время, т.е. если отрицают определенную активность будущего как такового. Мы должны понять, что ни люди, ни их действия не находятся во времени: время, как конкретное свойство истории, созидается людьми на основе их изначального времяполагания.
*
Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам.
*
Жизнь до того, как мы её проживём – ничто, но это от вас зависит придать ей смысл.
*
За любое счастье приходится расплачиваться, нет такой истории, которая не кончилась бы плохо. Пишу об этом не с какой-то патетичностью, а просто так, хладнокровно, потому что всегда так думаю и потому что надо было об этом здесь сказать. Это ничуть не мешает мне впутываться в истории, но у меня всегда было убеждение, что у них будет мрачный конец, никогда мне еще не приходилось испытать счастья без того, что бы я не подумал о том, что произойдет после.
*
История любой человеческой жизни есть история поражения.
*
Мне кажется, что у каждого из нас есть свое отчаяние, тенью следующее за нашей уверенностью в себе, за нашим спокойным настоящим.
*
Мы выдумываем ценности. Apriori жизнь не имеет смысла. Это мы создаём ей смысл.
*
Мы не можем вырвать ни одной страницы из нашей жизни, хотя легко можем бросить в огонь самую книгу.
*
Мы являемся тем, что мы хотим.
*
Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния.
*
Но когда мы говорим, что человек ответствен, то это не означает, что он ответствен только за свою индивидуальность. Он отвечает за всех людей.
*
Огородник может решать, что хорошо для моркови, но никто не может решать за другого, что есть благо.
*
Под экзистенциализмом мы понимаем такое учение, которое делает возможной человеческую жизнь и которое, кроме того, утверждает, что всякая истина и всякое действие предполагают некоторую среду и человеческую субъективность.
*
Смысла жизни не существует, мне придётся самому создавать его!
*
Тот, кто в тревоге узнает, что обстоятельства его жизни – это заброшенность в такую ответственность, которая ведет к полному одиночеству, тот больше ничего не знает об угрызениях совести, о раскаянии, о самооправдании.
*
У каждого настоящего есть свое будущее, которое освещает его и которое исчезает вместе с ним, становясь прошлым-будущим.
*
У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может.
*
Человек – это прежде всего проект, который переживается субъективно, а не мох, не плесень и не цветная капуста (Экзистенциализм – это гуманизм)
*
Человек обречен на свободу
*
Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет. Он представляет собой, следовательно, не что иное, как совокупность своих поступков, не что иное, как собственную жизнь.
*
Экзистенциализм – это гуманизм.
*
Я всегда могу выбрать, но я должен знать, что даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым все-таки выбираю.
*
Я думаю, что добрая половина всех человеческих деяний имеет своей целью реализовать нереализуемое. Думаю, что большинство наших самых мелких разочарований объясняется тем, что нечто нереализуемое представляется нам в будущем, а затем, какое-то время спустя, уже в прошлом – реализуемым, и тем, тогда-то мы и чувствуем это, что мы его не реализовали.
*
Я есть мое прошлое, и если меня нет, мое прошлое не будет существовать дольше меня или кого-то еще. Оно не будет больше иметь связей с настоящим. Это определенно не означает, что оно не будет существовать, но только то, что его бытие будет неоткрытым. Я единственный, в ком мое прошлое существует в этом мире.
*
Я сам своя свобода.
*
Я собачонка, я зеваю, по щекам катятся слезы, я чувствую, как они текут. Я дерево, ветер шелестит в моих ветвях, легонько их колеблет. Я муха, я ползу по стеклу, соскальзываю, снова ползу вверх. Иногда я ощущаю, как ласку, движение времени, иногда – чаще всего – я чувствую, как время стоит на месте. Дрожащие минуты осыпаются, погребая меня, бесконечно долго агонизируют, они увяли, но еще живы, их выметают, на смену им приходят другие, более свежие, но такие же бесплодные; эта тоска зовется счастьем... О своем одиночестве я никогда не думаю – во-первых я не знаю, как это называется, во-вторых, я его не замечаю, я всегда на людях. Но это ткань моей жизни, основа моих мыслей, уток моих радостей. [11]

 

Альберт Камю (1913–1960)

камю_01

Альбер Камю (Albert Camus, 7.11.1913 – 4.01.1960) – французский философ, публицист, писатель, драматург. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1957 года. Одна из наиболее ярких фигур французского экзистенциализма. Для Камю центральная проблема философии и литературы – оправдание бунтарского сознания, противостоящего «безрассудному молчанию мира». В его произведениях мир обретает смысл, только через бунт, направленный на изживание абсурдности мира. Обретение смысла и осознание несовершенства мира не делает человека счастливым, но это делает человека свободным. Творчество Камю – постоянный философский поиск, страстное переживание за человека, живущего в абсурдное время трагического надлома времени и истории в 20 веке. В 1957 году Камю был удостоен Нобелевской премии.

*
Абсурд не в человеке и не в мире, но в их совместном присутствии.
*
Без несовершенства неощутимо и счастье!
*
Связью с людьми мы обязаны лишь своим собственным усилиям: стоит перестать писать или говорить, стоит обособиться, и толпа людей вокруг вас растает; понимаем, что большая часть этих людей на самом деле готовы отвернуться от нас (не из злобы, а лишь из равнодушия), а остальные всегда оставляют за собой право переключить свое внимание на что-нибудь другое; в эти дни мы понимаем, сколько совпадений, сколько случайностей необходимы для рождения того, что называют любовью или дружбой, и тогда мир снова погружается во мрак, а мы – в тот лютый холод, от которого нас ненадолго укрыла человеческая нежность.
*
Существует на свете нечто, к чему нужно стремиться всегда и что иногда даётся в руки, и это нечто – человеческая нежность.
*
Абсурд рождается из столкновения человеческого разума и безрассудного молчания мира
*
Абсурд имеет смысл только в той мере, в какой с ним не соглашаются.
*
Абсурдно, что мы рождаемся, и абсурдно, что мы умираем.
*
Без греховного начала человек не смог бы жить, а без святого жил бы припеваючи. Бессмертие – идея бесперспективная.
*
Без отчаяния к жизни нет и любви к жизни.
*
Быть язычником для себя, христианином для других – к этому инстинктивно склоняется всякий человек.
*
В жизни должна быть любовь – одна великая любовь за всю жизнь, это оправдывает беспричинные приступы отчаяния, которым мы подвержены. (Записки абсурдиста)
*
В смерти игра и героизм обретают свой подлинный смысл.
*
В сущности, нет такой мысли, к которой человеку нельзя привыкнуть. (Посторонний)
*
В этом мире нет смысла, и тот, кто узнает это, обретет свободу. (Калигула)
*
Важный вопрос, который следует разрешить "на практике": можно ли быть счастливым и одиноким?
*
Великий вопрос жизни – как жить среди людей.
*
Вера в смысл жизни всегда предполагает шкалу ценностей, выбор, предпочтение. Вера в абсурд, по определению, учит нас прямо противоположному.
*
Вечное возвращение предполагает примирение со страданием.
*
Во вселенной, внезапно лишенной иллюзий и света, человек чувствует себя чужаком. Он – в непоправимом изгнании … Этот разрыв между человеком и его жизнью, актером и декорациями, создает чувство Абсурда. (Миф о Сизифе)
*
Воля – то же одиночество.
*
Время идет медленно, когда за ним следишь… оно чувствует слежку. Но оно пользуется нашей рассеянностью. Возможно даже, что существует два времени: то, за которым следим, и то, которое нас преобразует.
*
Время страшит нас своей доказательностью, неумолимостью своих расчётов, на все прекрасные рассуждения о душе мы получали от него убедительные доказательства противоположного.
*
Всем людям в жизни дается хотя бы немного ласки. Это помогает им жить. И именно ласки ожидают они, когда чувствуют, что устали. (Калигула)
*
Гений – это ум, знающий свои пределы.
*
Главное, что отличает человека от животного, – воображение.
*
Для большинства людей война означает конец одиночества. Для меня она – окончательное одиночество.
*
Для того, чтобы мысль преобразила мир, нужно, чтобы она сначала преобразила жизнь своего творца.
*
Единственная свобода, которую можно противопоставить свободе убивать, – это свобода умереть, то есть освободиться от страха смерти и найти этому несчастному случаю место в природе.
*
Если абсурд и существует, то лишь во вселенной человека.
*
Если вы закоренели в своем отчаянии, поступайте так, как если бы вы не утратили надежды, – или убейте себя. Страдание не дает никаких прав.
*
Если людям, снедаемым глубокой тоской, улыбается счастье, они не умеют скрыть этого: они набрасываются на счастье, словно хотят сжать его в объятиях и задушить из ревности.
*
Если продолжать искренне любить то, что в самом деле достойно любви, и не растрачивать свою любовь по мелочам, по пустякам, по глупостям, можно понемногу сделать свою жизнь светлее и стать сильнее.
*
Есть только лишь одна по-настоящему философская проблема – проблема самоубийства. Решить, стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить, значит ответить на фундаментальный вопрос философии.
*
Зло, существующее в мире, почти всегда результат невежества, и любая добрая воля может причинить столько же ущерба, что и злая, если только эта добрая воля недостаточно просвещена.
*
Из бессмысленности, абсурдности бытия ещё не следует бессмысленность человеческого существования, так же как из того, что Бога нет, ещё не следует, что нет никакой морали.
*
Исключение требования ясности ведёт к исчезновению абсурда.
*
Лучше быть свободным бедняком, чем богатым невольником. Конечно, люди хотят быть и богатыми и свободными – и из-за этого подчас становятся бедными рабами.
*
Мир прекрасен, и вне его нет спасения.
*
Настоящая щедрость по отношению к будущему заключается в том, чтобы все отдавать настоящему.
*
Не быть любимым – это всего лишь неудача, не любить – вот несчастье.
*
Не ждите Страшного суда. Он происходит каждый день. (Посторонний)
*
Не может человек по-настоящему разделить чужое горе, которое не видит собственными глазами. (Чума)
*
Неизбежно только одно – смерть, всего остального можно избежать. Во временном пространстве, которое отделяет рождение от смерти, нет ничего предопределенного: все можно изменить и можно даже прекратить войну и жить в мире, если желать этого как следует – очень сильно и долго.
*
Ничто так не воодушевляет, как сознание собственного безнадежного положения.
*
Оправдание абсурдного мира может быть только эстетическим.
*
Ответственность перед историей освобождает от ответственности перед людьми. В этом ее удобство.
*
Отдаваться может лишь тот, кто владеет собой. Бывает, что отдаются, чтобы избавиться от собственного ничтожества. Дать можно только то, что имеешь. Стать хозяином самому себе – и лишь после этого сдаться.
*
Перед тем, кто открыл абсурд, всегда возникает искушение написать нечто вроде учебника счастья. (Миф о Сизифе)
*
Политики не сознают, насколько равенство враждебно свободе. В Греции были свободные люди, потому что были рабы.
*
Потребность счастья кажется мне самым благородным стремлением человеческого сердца.
*
Привычка к отчаянию куда хуже, чем само отчаяние. (Чума)
*
Рано или поздно наступает время, когда нужно выбирать между созерцанием и действием. Это и называется: стать человеком. Мучения при этом ужасны, но для гордого сердцем нет середины. Либо бог, либо время, или крест, или меч. Либо мир наделен величайшим смыслом, бесконечно превосходящим все треволнения, либо в нем нет ничего, кроме треволнений. Нужно жить своим временем и умирать вместе с ним или же уклоняться от него во имя высшей жизни. (Миф о Сизифе)
*
Свобода – это, в первую очередь, не привилегии, а обязанности.
*
Свободен тот, кто может не лгать.
*
Свободная печать бывает хорошей или плохой, это верно. Но еще более верно то, что несвободная печать бывает только плохой.
*
Смерть сообщает новую форму любви – а равно и жизни, она превращает любовь в Судьбу.
*
Стыдно быть счастливым одному. (Чума)
*
Так уж скроен человек, дорогой мой, это двуликое существо: он не может любить, не любя при этом самого себя. (Падение)
*
Там, где одни видели абстракцию, другие видели истину.
*
У нас нет времени, чтобы стать самим собой. Его хватает лишь на то, чтобы быть счастливым.
*
Чего стоит человек? Что такое человек? После того, что я видел, у меня до конца жизни не исчезнет по отношению к нему недоверие и всеобъемлющая тревога.
*
Человек изгнан навек, ибо лишён и памяти об утраченном отечестве, и надежды на землю обетованную. Собственно говоря, чувство абсурдности и есть этот разлад между человеком и его жизнью, актёром и декорациями. Все когда-либо помышлявшие о самоубийстве люди сразу признают наличие прямой связи между этим чувством и тягой к небытию.
*
Человек – единственное существо, которое отказывается быть тем, что оно есть.
*
Человек – животное религиозное.
*
Человек не станет свободным, пока не преодолеет страха смерти. Но не с помощью самоубийства. Нельзя преодолеть, сдавшись. Суметь умереть, глядя смерти в глаза, без горечи.
*
Человек не только общественное существо. По крайней мере, он властен над своей смертью. Мы созданы, чтобы жить бок о бок с другими. Но умираем мы по-настоящему только для себя.
*
Человек чувствует себя одиноким, когда он окружен трусами.
*
Человеческое сердце обладает досадной склонностью именовать судьбой только то, что его сокрушает.
*
Щедрость по отношению к будущему – это умение отдавать все, что связано с настоящим.
*
Этот мир лишён смысла, и тот, кто осознал это, обретает свободу.
*
Я видел, как много людей умирает потому, что жизнь для них больше не стоила того, чтобы жить. Из этого я делаю вывод, что вопрос о смысле жизни – самый насущный.
*
Я не понимаю уникального смысла мира, а потому он для меня безмерно иррационален.
*
Я никогда не мог до конца поверить, что дела, заполняющие человеческую жизнь, – это нечто серьезное. В чем состоит действительно "серьезное", я не знал, но то, что я видел вокруг, казалось мне просто игрой – то забавной, то надоедливой и скучной. [11]

 

Уильям Джеймс (1842–1910)

уильям джеймс_01

– американский философ и психолог, один из основателей и ведущий представитель прагматизма и функционализма (философия сознания), его называют "отцом современной психологии". [4]

*
Величайшая польза, которую можно извлечь из жизни, – потратить жизнь на дело, которое переживет нас.
*
Жизнь, основанная на обладании, менее свободна, чем та, что основана на созидании или бытии.
*
Искусство быть мудрым состоит в умении знать, на что не следует обращать внимания.
*
Каждый из нас, в зависимости от обстоятельств, может быть дикарем или святым. Хороший человек отличается от плохого выбором.
*
Когда необходимо сделать выбор, а вы его не делаете, — это тоже выбор.
*
Наши жизни подобны островам в океане или деревьям в лесу, чьи корни переплетены в подземной глубине.
*
Не бойтесь жизни. Верьте, что жить стоит. И ваша уверенность будет делать эти слова правдой
*
Нет худшей лжи, чем неправильно понятая истина.
*
Нет, пожалуй, ни одного думающего человека, который, хотя бы раз в жизни, не задумывался о самоубийстве. [11]
 
 

Людвиг Витгенштейн (1889–1951)

Витгенштейн_01

Людвиг Витгенштейн (Ludwig Josef Johann Wittgenstein, 26.04.1889 – 29.04.1951) – австрийско-британский философ, профессор Кембриджского университета (1939-1947). Выдвинул программу построения искусственного «идеального» языка, прообраз которого язык математической логики. Основоположник двух этапов становления аналитической философии в XX в. – логического (совместно с Расселом) и лингвистического. Поклонник учения позднего Л.Н. Толстого. Автор ряда широко известных философских произведений, оказавших большее влияние на формирование современной философской мысли. [1]

Философию Витгенштейна часто делят на ранний период, примером которого является «Трактат» (1921), и более поздний период, изложенный в «Философских исследованиях» (1953).

«Логико-философский трактат» (1921)

«Логико-философский трактат» (1921) содержит 526 утверждений. Главные семь положений Трактата таковы:

1. Мир есть всё то, что имеет место.
2. То, что имеет место, что является фактом, — это существование атомарных фактов.
3. Логический образ фактов есть мысль.
4. Мысль есть осмысленное предложение.
5. Предложение есть функция истинности элементарных предложений. (Элементарное предложение — функция истинности самого себя.)
6. Общая форма функции истинности есть: [p, x, N(x)]. Это есть общая форма предложения.
7. О чём невозможно говорить, о том следует молчать. [>>>]

«Философские исследования» (1953) 

В «Философских исследованиях» (1953) Витгенштейн обсуждает многочисленные проблемы и загадки в области семантики, логики, философии математики, философии психологии, философии действия и философии сознания, высказывая мнение, что в основе большинства философских проблем лежат концептуальные путаницы, связанные с использованием языка. 

Вот, например, человек испытывает страшную боль, скажем, когда что-то в очередной раз происходит в организме, и кричит: «Прочь, прочь!», хотя нет ничего, что он хотел бы от себя отогнать; можно ли тогда сказать: «Эти слова употребляются неправильно»? Никто бы такого не сказал. Аналогично если, например, человек сделает «защитный» жест или даже упадет на колени и сложит руки на груди, то можно было бы резонно утверждать, что это неправильные жесты. Он просто так действует в такой ситуации. Здесь не может быть что-то «правильно» или «неправильно». [>>>]

*
Какова твоя цель в философии? — Показать мухе выход из мухоловки. 
*
Чему я хочу научить — так это переходить от неявной бессмыслицы к бессмыслице явной. 
*
Часто бывает, что, только подавив в себе вопрос «почему», мы обнаруживаем важные факты; которые затем, в ходе нашего исследования, ведут к ответу.
*
Философия утверждает лишь то, что признает каждый.

Из «Бесед с Витгенштейном» Друри и прочие цитаты

*
Я единственный профессор философии, который никогда ни слова не читал у Аристотеля.
*
То, что бытие Бога может быть доказано естественными причинами, является догматом римско-католической церкви. И вот именно этот догмат делает для меня невозможным быть католиком. Если бы я думал о Боге как о другом существе, подобном мне самому, вне меня, только бесконечно более могущественном, тогда бы я своей непосредственной задачей считал вызвать его на поединок.
 
*
Выводить события будущего из событий настоящего невозможно. Суеверие – вера в такую причинную связь. Свобода воли состоит в том, что поступки, которые будут совершены впоследствии, не могут быть познаны сейчас. Знать о них можно было бы лишь в том случае, если бы причинность – подобно связи логического вывода – представляла собой внутреннюю необходимость. 
*
Главный вопрос не в том, есть ли загробная жизнь на самом деле. Главный вопрос – что это решает?
*
Решение проблемы жизни видится в исчезновении проблемы.
*
Смерть не является событием жизни: её не переживают.
*
Смысл мира должен лежать вне его. В мире всё есть, как оно есть, и всё происходит так, как оно происходит. В нём нет никакой ценности.
*
Чему я хочу научить – так это переходить от неявной бессмыслицы к бессмыслице явной. [11]

 

Ссылки. Список литературы и источников


1. Бенедикт Спиноза – биографический указатель на сайте www.hrono.ru
2. Артур Шопенгауэр – биографический указатель на сайте www.hrono.ru
3. Фридрих Ницше – биографический указатель на сайте www.hrono.ru
4. Сёрен Обю Кьеркегор – биографический указатель на сайте www.hrono.ru
5. Карл Ясперс – биографический указатель на сайте www.hrono.ru
6. Мартин Хайдеггер – биографический указатель на сайте www.hrono.ru
7. Жан Поль Сартр – биографический указатель на сайте www.hrono.ru
8. Альберт Камю – биографический указатель на сайте www.hrono.ru
9. Людвиг Витгенштейн – биографический указатель на сайте www.hrono.ru
10. Уильям Джеймс – биографический указатель на сайтах www.hrono.ru, psychojournal.ru
11. Цитаты и афоризмы на сайте CPSY.RU
12. Вечные вопросы философии // материал из Википедии – свободной энциклопедии
Адрес:
«Человек. Мир. Гнозис»
сайт о духовном Пути
mir-gnozis.ru
Яндекс.Метрика ; Рейтинг@Mail.ru