Психологи о человеке и смысле жизни

Проблема изучения человека в психологии

Как понять поведение другого человека? Почему люди обладают разными способностями? Что такое «душа» и какова ее природа? Эти и другие вопросы всегда занимали умы людей. Великие философы и психологи неоднократно предпринимали попытки сформулировать целостное представление о человеке. Ниже вы найдете высказывания и цитаты великих психологов ХХ века о человеке и смысле жизни.

 

Великие психологи XX века и их теории

 

Цитаты о жизни со смыслом


Зигмунд Фрейд (1856–1939) 

фрейд - 01

Зигмунд Фрейд (Sigmund Freud; 6.05.1856 – 23.09.1939) – австрийский психиатр и основатель психоаналитической школы в психологии, направления, распространявшего теорию, согласно которой значительная часть поведения человека управляется бессознательными мотивами, имеющими скрытый сексуальный подтекст. Теории Фрейда и используемые им способы лечения вызывали полемику в Европе в XIX веке и до сих пор остаются предметом дискуссий. Несмотря на спорность положений его теории, историческая заслуга Фрейда – в том, что он первым попытался ввести сознательные явления в область научного рассмотрения и создал базис для всей психотерапии.

*
Без сомнения, проблема тревоги является узловой точкой многих важнейших вопросов; разрешение загадки тревоги прольет поток света на всю психическую жизнь человека.
*
Большинство людей в действительности не хотят свободы, потому что она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей страшит.
*
В определенном смысле то, что мы называем счастьем случается в результате (предпочтительно непредвиденного) удовлетворения длительное время сдерживаемых потребностей
*
Вас не должно удивлять, что у меня накопилось много новой информации относительно наших гипотез о феномене тревоги. Неудивительно и то, что вся эта информация пока еще не подводит нас к решению этой сложной проблемы.
*
Вопрос о смысле человеческой жизни ставился бесчисленное количество раз; удовлетворительный ответ на него пока что не был найден, может быть его вообще не найти. Некоторые из вопрошавших добавляли: если жизнь не имеет никакого смысл, то она теряет для них всякую ценность. Но угроза такого рода ничего не меняет. Скорее, может показаться, что мы вправе отклонить этот вопрос. Его предпосылкой является человеческое сомнение, с многообразными проявлениями которого мы уже знакомы. Ведь не говорят о смысле жизни животных, разве что в связи с их предназначением служить человеку...
*
Воспитание должно искать свой путь между Сциллой полной свободы действий и Харибдой запрета.
*
Глубоко укоренившаяся вера в психическую свободу и выбор совершенно не научна и должна уступить место утверждениям детерминизма, который управляет психической жизнью.
*
Единственная цель жизнь – это сам процесс существования, т.е. вечная борьба за выживание.
*
Единственный человек, с которым вы должны сравнивать себя — это вы в прошлом. И единственный человек, лучше которого вы должны быть — это вы сейчас. (Будущее одной иллюзии)
*
Если мы признаем как не допускающий исключений факт, что все живое умирает, возвращается в неорганическое, по причинам внутренним, то мы можем лишь сказать, что цель всякой жизни есть смерть, и, заходя еще дальше, что неживое существовало прежде живого... Наши инстинкты, эти сторожа жизни, первоначально были спутниками смерти.
*
Если хотите суметь вынести жизнь, готовьтесь к смерти.
*
Задача сделать человека счастливым не входила в план сотворения мира
*
Многим из нас было бы тяжело отказаться от веры в то, что в самом человеке пребывает стремление к усовершенствованию, которое привело его на современную высоту духовного развития и этической сублимации и от которого нужно ожидать, что оно будет содействовать его развитию до сверхчеловека. Но я лично не верю в существование такого внутреннего стремления и не вижу никакого смысла щадить эту приятную иллюзию. Прежнее развитие человека кажется мне не требующим другого объяснения, чем развитие животных, и то, что наблюдается у небольшой части людей в качестве постоянного стремления к дальнейшему усовершенствованию, легко становится понятным как последствие того вытеснения влечений, на котором построено самое ценное в человеческой культуре. (Психология бессознательного)
*
Мы входим в мир одинокими и одинокими покидаем его. (Введение в психоанализ)
*
Мы выбираем не случайно друг друга… Мы встречаем только тех, кто уже существует в нашем подсознании. (Введение в психоанализ)
*
Нам хочется существовать, мы боимся небытия, и поэтому выдумываем прекрасные сказки, в которых сбываются все наши мечты. Неизвестная цель, ждущая нас впереди, полет души, рай, бессмертие, бог, перевоплощение — все это иллюзии, призванные подсластить горечь смерти.
*
Опыт учит, что у большинства людей есть предел, за которым их конституция отказывается следовать за требованиями культуры. Все желающие быть благороднее, чем позволяет их природа, впадают в невроз; они лучше бы себя чувствовали, если бы им оставили возможность быть хуже. (Заклятие девственности)
*
Отдельный индивид чувствует себя незавершённым, если он один. (Психология масс и анализ человеческого «Я»)
*
Программа стать счастливым, к которой нас принуждает принцип удовольствия, неисполнима, и все же мы не должны, нет, мы не можем – отказаться от стараний хоть как-нибудь ее исполнить... Счастье – в том умеренном смысле, в котором мы можем признать его возможность, – есть проблема индивидуальной экономии либидо. Здесь невозможен совет, который подходил бы всем: каждый должен кроить себе счастье на собственный фасон...
*
Совесть представляет собой внутреннее восприятие недопустимости известных имеющихся у нас желаний; но ударение ставится на том, что эта недопустимость не нуждается ни в каких доказательствах, что она сама по себе несомненна. (Тотем и табу)
*
Толпа анонимна и не несет на себе ответственности.Чувство ответственности,сдерживающее всегда отдельных индивидов,совершенно исчезает в толпе. (Психология масс и анализ человеческого «Я»)
*
Тревога является фундаментальным феноменом и центральной проблемой невроза.
*
Эго – подлинное место тревоги.

 

Альфред Адлер (1870–1931)

альфред адлер_01

Альфред Адлер (Alfred Adler 7.2.1870 – 28.5.1937). Австрийский врач, психолог, социолог и психиатр. Примыкая в начале научной деятельности к идеям З.Фрейда, затем основал собственную школу, получившую наибольшее влияние в 20-е годы. Полагал, что в основании психопатологических расстройств лежит идея компенсации чувства неполноценности – результат реализации неосознаваемого стремления к превосходству. Ряд черт системы Адлера получил развитие в других психологических школах: тезис о примате целого над отдельными психическими элементами – в гештальт-психологии, принцип компенсации – в экзистенциальном направлении К.Ясперса, идея достижения «здорового общества» с помощью терапии – в идеях Э.Фромма и К.Хорни.

*
Каждый человек является творцом, ибо он творит нечто из различных врожденных факторов и возможностей.
*
Стремление снизу вверх неистощимо. О каких бы основаниях ни размышляли философы и психологи – о самосохранении, принципе удовольствия, уравнивании – всё это не более, чем отдаленные репрезентации великого движения ввысь.
*
Цель как таковая – это функция, благодаря которой человек как бы ориентируется в мировом хаосе, в хаосе своего собственного существования. Это иллюзия понимания природного и социального бытия.
* * *
Истина представляет собой некую «бесконечную задачу», которая вечно манит, оставаясь, однако, вечно недостижимой.
*
Без ощущения цели деятельность индивида не имела бы никакого смысла.
*
Душа, по-видимому, состоит главным образом из силы, стремящейся к цели.
*
Легче умереть за идею, чем жить в соответствии с ней.
*
Мы знаем гораздо больше, чем понимаем.
*
Стремление снизу вверх неистощимо. О каких бы основаниях ни размышляли философы и психологи – о самосохранении, принципе удовольствия, уравнивании – всё это не более, чем отдалённые репрезентации великого движения ввысь.
*
Быть человеком – значит обладать чувством неполноценности.
*
Депрессивные и больные люди всегда являются центром внимания в семье. Таким образом, комплекс неполноценности является источником их силы. Они беспрестанно жалуются, что чувствуют слабость, теряют в весе, и прочее, но несмотря на это, они сильнее всех остальных. Они подавляют здоровых людей – факт, который не должен нас удивлять, так как в нашей культуре болезнь может давать определённую силу и власть.
(И если бы мы задались вопросом, кто сильнейшие люди в нашей культуре, логично было бы ответить – младенцы. Младенцы правят, сами же оставаясь неподвластными.)
*
Видит ли человек свою цель в том, чтобы стать кучером, врачом, донжуаном, другом, тираном, он всегда усматривает в этом высшее осуществление и утверждение своей сущности.

 

Карл Густав Юнг (1875–1961)

юнг - 01

Карл Густав Юнг (26.07.1875 – 6.06.1961) – выдающийся швейцарский психолог. В 1909-1913 годах работал с Зигмундом Фрейдом, играл ведущую роль в психоаналитическом движении, был первым президентом Международного психоаналитического общества, редактором психоаналитического журнала. Позже отошёл от фрейдизма и разработал собственную теорию, названную им «аналитической психологией». Задачей аналитической психологии Юнг считал толкование архетипических образов, возникающих у пациентов. Юнг развил учение о коллективном бессознательном, в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений. Юнг считал, что бессознательное – это независимая часть психики, обладающая собственной динамикой и дополняющая ее сознательную часть. Целью его терапевтического метода было воссоединение сознания и бессознательного, через которое, как он считал, человек может достичь полноты раскрытия своей личности («индивидуации»). Работы Юнга оказали значительное влияние не только на развитие психологии и психиатрии, но и на другие области науки о человеке – культурологию, религиоведение, антропологию, педагогику, литературоведение.

*
Важность приобретения индивидуального смысла жизни будет, возможно, отрицать тот, кто как социальное существо находится ниже общего уровня приспособленности, а уж тот, чье честолюбие не поднимается выше разведения скота, будет это делать наверняка. Тот же, кто не принадлежит ни к одной из данных категорий, рано или поздно столкнется с этим неприятным вопросом.
*
Ваш взор станет ясным лишь тогда, когда вы сможете заглянуть в свою собственную душу.
*
Все, что раздражает в других, может вести к пониманию себя.
*
Встреча двух личностей подобна контакту двух химических веществ: если есть хоть малейшая реакция, изменяются оба элемента.
*
Встреча с самим собой принадлежит к самым неприятным.
*
Вы, вероятно, можете меня за это порицать, но я верю в то, что в каждом человеке есть воля к жизни, которая поможет ему выбрать свою истину. (Тэвистокские лекции)
*
Жизнь ничего не означает, пока нет мыслящего человека, который мог бы истолковать её явления.
*
Жизнь суетна лишь для гоняющихся за суетой.
*
Огромным достижением личности... является акт высочайшего мужества — обращение лицом к жизни; так происходит полное утверждение всего, что составляет суть личности, так осуществляется успешная адаптация к универсальным основам бытия при максимально возможной свободе самоопределения.
*
Отсутствие смысла в жизни играет критическую роль в этиологии невроза. В конечном счете невроз следует понимать как страдание души, не находящей своего смысла... Около трети моих случаев – это страдание не от какого-то клинически определимого невроза, а от бессмысленности и бесцельности собственной жизни.

 

Роберто Ассаджиоли (1888–1974)

Ассаджиоли 01

Итальянский психолог, психиатр, гуманист. Основатель психосинтеза - теоретико-методологической концепции психотерапии и саморазвития человека.

*
Психосинтез - это метод психологического развития и самореализации для тех, кто отказывается оставаться рабом своих собственных внутренних фантазий или внешних воздействий, кто отказывается пассивно подчиняться игре психологических сил, которая происходит внутри них, и кто полон решимости стать хозяином своей жизни.
*
С еще более широкой и всеобъемлющей точки зрения сама универсальная жизнь представляется нам борьбой между множественностью и единством - трудом и стремлением к объединению. Мы, кажется, чувствуем это - независимо от того, воспринимаем ли мы ее как божественное Существо или как космическая энергия - Дух, работающий над всем творением и внутри него, формирует его в порядок, гармонию и красоту, объединяя все существа (некоторые хотят, но большинство пока еще слепы и мятежны) друг с другом через связи любви, достигая - медленно и молча, но мощно и неотразимо - Высший Синтез .
*
Самое важное правило - четко и точно сформулировать цель, которую нужно достичь, а затем неуклонно помнить о ней на всех этапах исполнения, которые часто бывают длинными и сложными.
*
В нас доминирует все, с чем мы себя идентифицируем. Мы можем доминировать и контролировать все, от чего мы себя отождествляем. Обычная ошибка, которую мы все совершаем, - отождествлять себя с каким-то содержанием сознания, а не с самим сознанием. Некоторые люди получают свою идентичность от своих чувств, другие от своих мыслей, другие от своих социальных ролей. Но это отождествление с частью личности разрушает свободу, которая исходит из опыта чистого «я».
*
Мы страдаем от подавления возвышенного.

 

Фредерик Перлз (1893–1970)

перлз_02

Фредерик Перлз (Фриц Перлз, Frederick S. Perls, 1893 – 1970) – немецкий, американский психолог, основатель гештальт-терапии. Основным положением теории гештальт-терапии Ф.Перлза является идея о том, что человеческий организм имеет врожденную способность к саморегуляции, которую невозможно чем-либо восполнить или заменить. Поэтому основные усилия психотерапевта должны быть направлены на то, чтобы клиент сам делал собственный выбор и принимал важные решения. В этом плане гештальт-терапия очень близка к экзистенциально-гуманистической парадигме А.Маслоу, Дж.Бюдженталя, Р.Мэя, К.Роджерса, И.Ялома.

*
Tревога – разрыв, напряжение между «сейчас» и «тогда». Неспособность людей принять это напряжение заставляет их планировать, репетировать, пытаться обеспечить свое будущее.
*
Везде и всегда, когда существуют границы, они воспринимаются одновременно и как контакт, и как изоляция.
*
Вы пришли в этот мир не для того, чтобы жить в соответствии с моими ожиданиями. Так же, как и я пришел сюда не для того, чтобы оправдать ваши. Если мы встретимся и поладим - это прекрасно. Если же нет, то ничего не поделаешь.
*
Границы эго становятся границами мы: я и и ты противопоставлены всему остальному миру, и в момент любовного экстаза мир исчезает.
*
Истинная природа человека, как истинная природа любого другого животного, состоит в целостности. Только посредством интегрированной спонтанности и произвольности (deliberateness) человек может сделать осмысленный экзистенциальный выбор. Ибо как спонтанность, так и произвольность коренятся в природе человека. Сознавание ответственности за целостное поле, за себя и за другого, придает жизни индивида значение и форму.
*
К психологическому росту ведет сознавание настоящего без убегания в прошлое или будущее. Переживание настоящего в любой данный момент есть единственно возможный реальный опыт, условие удовлетворенности и полноты жизни, и состоит в принятии с открытым сердцем этого опыта настоящего.
*
С конца девятнадцатого века, когда психология начала отделяться от философии и превращаться в самостоятельную науку, ее представители стремились к "подлинной научности". Соответственно этому они старались как можно лучше копировать в своей области те методы, которые были приняты в наиболее развитой науке того времени – физике... Они боятся обратиться к чему-нибудь, что нельзя было бы измерить и посчитать с помощью уже имеющихся технических средств, и поэтому мало что могут сказать о таких действительно человеческих проблемах, как эмоции или личность.
*
Ты будешь осажден, пока не пожелаешь сдаться и стать самим собой.
*
Человек может выходить за собственные пределы только опираясь на собственную истинную природу, а не на амбиции и искусственные цели.
*
Чувство одиночества - это быть одному плюс поток дерьма.
*
Чувство вины - не что иное, как невыраженный упрек. А тревога – не что иное, как разрыв между «сейчас» и «позже».

 

Эрих Фромм (1900–1980)

эрих фром - 02

Эрих Фромм (Erich Fromm; 23.03.1900 – 18.03.1980) – немецко-американский психолог и философ. Разработал концепцию гуманистического психоанализа, в которой сочетались элементы марксизма, психоанализа, экзистенциализма. Его теория был призвана разрешить основные противоречия человеческого существования – между эгоизмом и альтруизмом, обладанием и бытием, негативной «свободой от» и позитивной «свободой для». Эрих Фромм полагал что выйти из кризиса современной цивилизации можно создав так называемое «здоровое общество», основанного на принципах и ценностях гуманистической этики, восстановлении гармонии между индивидом и природой, личностью и обществом. Будучи неортодоксальным марксистом, Фромм резко критиковал не только капиталистическое общество, но и построенный в СССР социализм, полагая что советская идеология не имеет ничего общего с учением Маркса). По этой причине так же как ранее в гитлеровской Германии книги Фромма в СССР были под запретом до конца 80-х годов.

*
Современный человек думает, что он теряет время, когда не действует быстро, однако он не знает, что делать с выигранным временем, кроме как убить его.
*
Незрелая любовь говорит: «Я люблю тебя, потому что я нуждаюсь в тебе». Зрелая любовь говорит: «Я нуждаюсь в тебе, потому что я люблю тебя».
*
В любви имеет место парадокс: два существа становятся одним и остаются при этом двумя.
*
Насколько важно избегать пустых разговоров, настолько же важно избегать плохого общества. Под «плохим обществом» я понимаю не только порочных людей — их общества следует избегать потому, что их влияние гнетуще и пагубно. Я имею в виду также общество «зомби», чья душа мертва, хотя тело живо; людей с пустыми мыслями и словами, людей, которые не разговаривают, а болтают, не думают, а высказывают расхожие мнения. (Искусство любить, 1956)
*
В жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек сам придает ей, раскрывая свои силы, живя плодотворно.
*
Человек может играть множество ролей и быть субъективно уверенным, что каждая из них — это он. На самом же деле человек разыгрывает каждую роль в соответствии со своими представлениями о том, чего от него ждут окружающие; и у многих людей, если не у большинства, подлинная личность полностью задушена псевдоличностью.
*
Именно недостаток любви к себе и порождает эгоизм. Кто себя не любит, кто себя не одобряет, тот находится в постоянной тревоге за себя. В нем никогда не зародится некая внутренняя уверенность, которая может существовать лишь на основе подлинной любви и самоодобрения. Эгоист просто вынужден заниматься только собой, тратя свои усилия и способности на то, чтобы достать что-нибудь, что есть уже у других. Так как в душе у него нет ни внутренней удовлетворенности, ни уверенности, он постоянно должен доказывать самому себе и окружающим, что он не хуже остальных. (Бегство от свободы, 1941)
*
У жизни своя собственная динамика: человек должен расти, должен проявить себя, должен прожить свою жизнь. По-видимому, если эта тенденция подавляется, энергия, направленная к жизни, подвергается распаду и превращается в энергию, направленную к разрушению. Иными словами, стремление к жизни и тяга к разрушению не являются взаимно независимыми факторами, а связаны обратной зависимостью. Чем больше проявляется стремление к жизни, чем полнее жизнь реализуется, тем слабее разрушительные тенденции; чем больше стремление к жизни подавляется, тем сильнее тяга к разрушению.
*
В жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек сам придает ей. (Человек для самого себя, 1947)

 

Карл Роджерс (1902–1987)

карл роджерс_02

Карл Рэнсом Роджерс (Carl Ransom Rogers; 8.01.1902 – 4.02.1987) – американский психолог. Наряду с Абрахамом Маслоу Роджерса можно назвать одним из создателей и лидеров гуманистического направления в психологии. Роджерс внёс огромный вклад в создание недирективной психотерапии, которую он называл «клиент-центрированной». В терапии Роджерса взаимодействие терапевта и клиента, приобретают глубоко личностный контакт, в котором снимается несоответствие между переживанием и самостью человека, когда человек берет на себя ответственность за решение собственных проблем путем активизации творческого начала своего Я. Идеи Карла Роджерса нашли применение в самых разнообразных сферах, таких как социальная работа, семейное консультирование, взаимоотношение и развитие групп, образование.

*
Если я ничего не навязываю людям, они становятся сами собой.
*
В начале моей профессиональной деятельности я задавал себе вопрос: "Как я смогу вылечить или изменить этого человека?" Теперь я бы перефразировал этот вопрос так: "Как создать отношения, которые этот человек может использовать для своего собственного личностного развития?
*
Люди, не верящие в человеческую доброту, редко сталкиваются с её проявлениями.
*
Я уверен, что самоактуализация – это могучая созидательная тенденция, благодаря которой сформировалась наша Вселенная: от самой крохотной снежинки до самой огромной галактики, от самой ничтожной амебы до самой тонкой и одаренной личности. Возможно, здесь мы касаемся острия нашей способности преобразовывать себя, создавать новые, более духовные направления в эволюции человека.
*
Человекоцентрированный подход - это способ существования, который выражается в установках и поведении, создающих климат, способствующий росту и развитию. Это, скорее, исходная философия, нежели просто техника или метод.
*
Я обнаружил, что когда я ближе всего к моему внутреннему, интуитивному я, когда я каким-то образом соприкасаюсь с неизвестным во мне, когда, возможно, я нахожусь в отношении с клиентом в слегка измененном состоянии сознания, тогда все, что бы я ни делал, оказывается целительным. Тогда просто мое присутствие освобождает и помогает. Я не могу ничего сделать, чтобы приблизить это состояние, но, когда я могу расслабиться и быть ближе к своей трансцендентальной сущности, тогда я в отношении с клиентом могу вести себя странным и импульсивным образом, которому я не могу найти рациональных оправданий и который никак не связан с моими мыслительными процессами. Однако каким-то странным образом такое поведение оказывается верным. В такие моменты кажется, что мой внутренний дух вышел вовне и прикоснулся к внутреннему духу другого человека. Наше отношение трансцендирует себя и становится частью чего-то большего. Имеют место существенные и очевидные рост, исцеление, энергия.
*
Бытие самим собой не решает проблем. Оно просто открывает новый путь существования, в котором больше глубины и силы переживаний чувств, больше широты и разнообразия. Человек чувствует себя более уникальным и отсюда – более одиноким, но гораздо более подлинным.
*
Творчество и терапия частично совпадают: то, что является творческим, зачастую оказывается терапевтичным, то, что терапевтично, часто представляет собой творческий процесс.
*
Человекоцентрированный способ бытия в психотерапии ведет к процессу самоисследования и самораскрытия клиента и в конечном итоге – к конструктивным изменениям в его личности и поведении.
*
Мы нередко сталкиваемся с отчаянием, происходящим от невозможности сделать выбор или нежелания быть самим собой; но самое глубокое отчаяние наступает тогда, когда человек выбирает «быть не самим собой, быть другим». С другой стороны, желание "быть тем «собой», которым ты есть на самом деле", – это, конечно, нечто, противоположное отчаянию, и за этот выбор человек несет величайшую ответственность.
*
Человекоцентрированный подход, напротив, полагается на существующую в каждом живом организме актуализирующую тенденцию – тенденцию расти, развиваться, реализовывать весь свой потенциал. Этот способ существования доверяет конструктивному направленному движению человеческого существа к более сложному и полному развитию. Именно это направленное движение есть то, что мы стремимся высвободить.
*
Чем в большей степени терапевт является самим собой в отношении с клиентом, чем в меньшей степени он отгорожен от клиента своим профессиональным или личностным фасадом, тем более вероятно, что клиент изменится и конструктивно «продвинется».
*
Каждый из нас состоит из двух отдельных частей, отчаянно пытающихся соединиться в одно интегрированное целое, в котором различия между душой и телом, чувствами и интеллектом были бы стёрты.
*
До тех пор пока мы – отдельные лица и целые группы – не откажемся от нашей способности к субъективному выбору, мы всегда будем свободными людьми, а не просто пешками нами же созданной науки о поведении.

 

Эрик Эриксон (1902–1994)

эрик эриксон_01

Эрик Хомбургер Эриксон (Erik Homburger Erikson; 15 июня 1902 – 12 мая 1994) – психолог в сфере психологии развития и психоаналитик. Известен прежде всего своей теорией стадий психосоциального развития, а также как автор термина «кризис идентичности».

Согласно Эриксону, эго-идентичность личности постоянно меняется из-за нового опыта и информации, которую люди получают в результате ежедневных взаимодействий с другими. Личная идентичность дает интегрированное и связное чувство себя, которое сохраняется в жизни человека. Чувство личной идентичности формируется за счет жизненного опыта и взаимодействия с другими, и эта идентичность помогает человеку направлять действия, убеждения и поведение с возрастом.

 

Виктор Франкл (1905–1997)

виктор франкл - 02

Виктор Эмиль Франкл (Viktor Emil Frankl; 26.03.1905 – 2.09.1997) – австрийский психиатр и психолог, бывший узник нацистского концентрационного лагеря. Наряду с Абрахамом Маслоу, Карлом Роджерсом, Фредериком Перлзом один из ведущих представителей гуманистического направления в психологии. Создатель концепции логотерапии, согласно которой главным мотивом человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни. 

*
Счастье подобно бабочке. Чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает. Но если вы перенесете свое внимание на другие вещи, Оно придет и тихонько сядет вам на плечо.
*
У человека можно отнять все, кроме одного: последней свободы человека — выбирать собственное отношение к любым обстоятельствам, выбирать собственный путь.
*
Не ставьте себе целью успех: чем больше вы будете стремиться к нему, сделав его своей целью, тем вернее вы его упустите. Успеха, как и счастья, нельзя добиваться. Он приходит потом только как незапланированный результат преданности делу, более значительному, чем ты сам.
*
Я видел смысл своей жизни в том, чтобы помогать другим увидеть смысл в своей жизни.
*
Человек не должен спрашивать, в чем смысл его жизни, но скорее должен осознать, что он сам и есть тот, к кому обращен вопрос.
*
Человек чем-то похож на самолет. Самолет может ездить и по земле, но, чтобы доказать, что он самолет, он должен подняться в воздух. Так же и мы: если не поднимемся над собой, никто и не догадается, что мы сможем полететь.
*
Если человек хочет прийти к самому себе, его путь лежит через мир.
*
Живи так, словно живешь уже во второй раз и при первой попытке испортил все, что только можно испортить.
*
Человек не должен спрашивать, в чем смысл его жизни, но скорее должен осознать, что он сам и есть тот, к кому обращен вопрос.

 

Абрахам Маслоу (1908–1970)

маслоу

Абрахам Маслоу (Абрам Маслов, Abraham Harold Maslow; 1.04.1908-8.06.1970), видный американский психолог. Преподавал психологию в Висконсинском и Бруклинском университете, университете Брандейса. В 1967 и 1968 избирался президентом Американской психологической ассоциации. В противовес господствующим тогда бихевиоризму и психоанализу Маслоу полагал, что сущность человека исходно позитивна и направлена в сторону постоянного развития. В этом случае цель психологии заключается в том, чтобы «помочь человеку обнаружить в себе то, что в нём уже заложено». Его идеи послужили созданию гуманистической психологии, предметом которой является целостный человек в его высших проявлениях, таких как самоактуализация, высшие ценности и смыслы, свобода, ответственность и др. Истоки гуманистической психологии лежат в философских системах Хайдеггера, Гуссерля, Толстого и Достоевского, в экзистенциализме Сартра и Камю.

*
Первая всеобъемлющая Большая Проблема состоит в том, чтобы создать Хорошего Человека. Люди должны стать лучше, иначе вполне возможно, все мы или будем сметены с лица Земли, или если даже выживем, то как биологический вид будем жить в напряжении и тревоге.
*
Акцент экзистенциалистов на полной изолированности индивида – полезное напоминание тем из нас, кто работает над будущими концепциями принятия решений, ответственности, выбора, роста, самостоятельности и самобытности.
*
Данное открытие означает, что для многих людей единственным определением жизни, наполненной смыслом, которое они могут себе представить, является следующее: «не иметь чего-то важного и стремиться обрести это». Но мы знаем, что самоактуализирующиеся люди, даже если уже удовлетворены все их базовые потребности, находят жизнь наполненной даже более глубоким смыслом, поскольку они могут жить, так сказать, в царстве Бытия
*
Для меня экзистенциализм означает, по существу, акцент на понятии идентичности, самобытности и переживании себя собой как sine qua non (непременное условие) человеческой природы и любой философии и науки о человеческой природе
*
Для психологов чрезвычайно важно, что экзистенциалисты могут совместить психологию с философскими основами, чего пока не удается сделать другим. Логический позитивизм был ошибкой, особенно для клинических и психологов, работающих над проблемой личности.
*
Европейские феноменологи со своими мучительно аккуратными трудоемкими демонстрациями могут научить нас, что лучший способ понимания бытия другого человека, или, по крайней мере, способ, необходимый для постановки некоторых предположений, состоит в том, чтобы оказаться в его Weltanschauung (мировоззрении) и стать способным увидеть его мир его глазами.
*
Если вы намерено собираетесь стать менее значительной личностью, чем позволяют ваши способности, я предупреждаю, что вы будете глубоко несчастной личностью.
*
Жизнь — это процесс постоянного выбора. В каждый момент человек имеет выбор: или отступление, или продвижение к цели. Либо движение к еще большей боязни, страхам, защите, либо выбор цели и рост духовных сил. Выбрать развитие вместо страха раз десять в день – значит десять раз продвинуться к самореализации.
*
От европейских авторов мы можем и должны позаимствовать серьезный акцент на том, что они называют "философской антропологией", которая является попыткой дать определение человеку, обозначить разницу между человеком и другими биологическими видами, между человеком и другими объектами, между человеком и машиной.
*
После периода счастья, радостного волнения и ощущения полноты жизни неизбежно придет восприятие достигнутого как само собой разумеющегося и возникнет беспокойство, неудовлетворенность и желание большего!
*
Самоактуализация – это не только конечная станция нашего путешествия, но и само путешествие, и движущая сила его. Это ежеминутная актуализация всех наших чувствуемых и даже лишь предощущаемых возможностей
*
Самоактуализация – это процесс, он предполагает, что каждый раз, делая выбор, мы выбираем, что достойнее остаться честным, а не лгать, что честнее не красть, чем красть, или, обобщая, – каждый из вставших перед нами выборов мы совершаем в пользу личностного роста.
*
То, что мы называем "нормальным" в психологии на самом деле является психопатологией обычного, такой недраматичной и настолько широко распространенной, что мы обычно даже не замечаем этого. Экзистенциальное изучение аутентичной личности и аутентичного бытия помогает бросить подделки, жизненные иллюзии и страхи в огонь, который помогает увидеть их как болезнь, пусть даже и широко распространенную.
*
Экзистенциалисты помогают нам увидеть ограничения вербальной, аналитической, концептуальной рациональности. Они примыкают к существующему сегодня в психологии направлению, призывающему вернуться к первичным переживаниям, которые предшествуют любой концептуализации или абстрагированию.
*
Я не думаю, что нам нужно слишком серьезно воспринимать европейских экзистенциалистов, твердящих о страхе, страдании, болезни и тому подобном, единственным средством против которых, по их мнению, является выдержка. Это высокоинтеллектуальное хныканье на возвышенные темы оказывается вечным источником неудач в работе.
*
Я обнаружил, что ... понятие самоактуализации оказалось очень похожим на чернильные пятна Роршаха. Чаще всего употребление этого понятия больше говорило мне о человеке, который им пользуется, чем о самой реальности, стоящей за этим понятием
*
Очень легко разрушить или подавить потенциал человека настолько, что полноценная личность покажется нам чем-то вроде чуда, таким неправдоподобным случаем, который повергает в трепет. Но при этом воодушевляет то, что самоактуализирующиеся люди тем не менее существуют, а следовательно, можно справиться со всеми испытаниями и выйти победителем.
*
То, что я наблюдал при удовлетворении потребностей, вело лишь к временному счастью, которое в свою очередь сменялось новой и (как можно было предвидеть) более глубокой неудовлетворенностью. Похоже, надежда человека на вечное счастье неосуществима. Разумеется, счастье приходит, оно достижимо и реально. Но, похоже, нам придется смириться со свойственной ему мимолетностью, особенно если нас влекут наиболее глубокие его проявления. Пиковые переживания непродолжительны, они не могут быть продолжительными. Глубокое счастье преходяще, оно не постоянно.

 

Станислав Гроф (1.07.1931) 

гроф_02

Станислав Гроф (Stanislav Grof, 1.07.1931) – американский психолог и психиатр, доктор медицины, один из основателей трансперсональной психологии, направления сформированного в начале 60-х годов А. Маслоу, С. Грофом и др. на волне исследований психоделических веществ и новых областей сознания, изменивших научные представления о значении духовных переживаний для человека. Трансперсональные психология изучает трансцендентные факторы человеческой жизни, или духовный мир человека - его «трансперсональные» переживания. С. Гроф полагает, что существующие концепции психологии человека обычно не принимают во внимание эти факторы, и потому не способны дать всестороннюю картину человеческой психики. В настоящее время Гроф – профессор факультета психологии Института интегральных исследований в Калифорнии.

*
Подлинное мужество состоит не в героических усилиях, направленных на достижение внешних целей, а в решимости пройти через ужасный опыт столкновения с самим собой. До тех пор, пока индивид не найдет свою истинную сущность в себе самом, любые попытки придать жизни смысл через манипуляции во внешнем мире и достижение внешних целей останутся бесплодным и в конечном счете обреченным на поражение донкихотством.

 

Сcылки


  • Сборник цитат и афоризмов на сайте CPSY.RU
Адрес:
mir-gnozis.ru |
сайт о духовном пути
Яндекс.Метрика ; Рейтинг@Mail.ru