Гностик Василид (II в.)

II век - Василид Гностик

mir-gnozis.ru - Главная / Имена / Гностик Василид (II в.)

 

О нём

Василид – крупнейший гностик в Александрии, учивший в 117–138 годах н.э. Его собственным учителем был Менандр Антиохийский, якобы ученик апостола Петра. От сочинений Василида, сохранились только цитаты в трудах его оппонентов. Считается, что он был автором собственного Евангелия и «Экзегетики» – обширного комментария к нему из 24 книг. Ученики Василида основали особую школу гностицизма в Египте, просуществовавшую до IV века. [1]

 

Василид – гностический учитель II века.

Согласно христианскому ересеологу 4 века Епифанию Кипрскому, учился в Антиохи у гностика Менандра вместе с другим известным гностиком Саторнилом. В 120–140-е гг. проповедовал свое учение в Александрии. Наиболее известным последователем Василида был его сын Исидор. Секта его последователей существовала еще в 4 в. Василид написал собственное Евангелие и комментарий на этот труд в 24 книгах (Exegetica – сохранились незначительные фрагменты). Писал также стихотворные произведения (оды, псалмы), до нас не дошедшие. Реконструкция его учения затрудняется крайней противоречивостью источников.

Согласно Иринею Лионскому, система Василида начинается с серии эманации: от нерожденного Отца происходит Ум, от Ума – Логос и далее по порядку – Мысль, Мудрость (София), Сила. Затем – 365 ангелов, каждый из которых творит небо, а ангелы нижнего неба творят материальный мир. Христос в этой системе был Умом, посетившим наш мир, но его распятие не было реальным. Спасение заключается в знании (гносис) Ума. Ипполит Римский, однако, пересказывает более сложное и оригинальное учение, одной из основных особенностей которого является отсутствие представления об эманации: в основе всего сущего – Ничто, Несущее, содержащее в себе «панспермию» – все формы бытия. Не-сущее (или не-сущий Бог) порождает единосущное себе трехчастное сыновство и ряд архонтов. Иисус в этом варианте учения выступает как тот, кто противостоит Великому Незнанию и разделяет смешанное. // Н. В. Шабуров [5]

 

Общий очерк исходных принципов

Этот общий очерк исходных принципов Василида в ясной форме изложен у Иринея (I 24, 3 Преображенский). Приведем текст. «Василид представлял, что прежде всего от нерожденного Отца родился Ум, от него родилось Слово (logos); потом от Слова Разум (phronēsis), от Разума же Премудрость (sophia) и Сила, от Силы же и Премудрости силы, начальства и ангелы, которых он называет первыми и говорит, что они сотворили первое небо. Потом чрез истечение из них появились еще другие и создали другое небо, подобное первому; и подобным образом, когда от них произошли другие, точно соответствующие тем, которые выше их, то образовали третье небо; и от третьего ряда в нисходящем порядке образовался четвертый ряд ангелов, и таким же образом последовательно произошли все новые начальства и ангелы и 365 небес. Поэтому и год по числу небес имеет число дней». [2]

 

Учение о спасении 

Интересней всего у Василида* теория третьей основной ипостаси – Святого Духа. На самой высокой ступени, как мы сейчас сказали, она является лишь подсобным средством для второй ипостаси, а сама по себе есть только граница между богом и миром. Мы помним, что в сравнении с этим третье сыновство уже предполагает существование людей, хотя о появлении этих последних у Василида нет подробного сообщения. Василид говорит только то, что на каком-то этапе появилось Евангелие, которое, оказывается, еще раньше того было явлено из панспермии посредством Святого Духа первому архонту и его сыну, вследствие чего они раскаялись в своем неведении и сын первого архонта стал называться Христом. Вот этот Христос и был послан людям для возвещения первичной тайны бытия. Но послан он был не в виде человека; а появился некий человек Иисус, оказавшийся первым среди пневматиков, который по внушению Христа и проповедовал последнюю тайну. Проповеданная им тайна разделила людей на пневматиков, психиков и гиликов. В этом и состояла искупительная жертва Иисуса, то есть, собственно говоря, никакой искупительной жертвы вообще не было. Было приобщение к знанию, указавшему человеку его подлинное и естественное место в мироздании. [2]

 

 “Я в этом мире странник” (Strom. IV 165, 3)

“Странник, – говорит он, – я на этой земле и чужак среди вас”. Странником в этом мире, согласно Василиду, избранный называет себя потому, что место ему от природы за пределами этого космоса. [3]

 

Прощение грехов (Strom. IV 153, 3)

Василид говорит, что не все [проступки] простительны, но только те, что совершены невольно и по недоразумению. [3]

 

Перевоплощение души (Origen., In Rom. V 1)

“Я умер” (Рим. 7: 9), – говорит Павел, в смысле: начался счет моим грехам. Василид же, не желая признавать, что это изречение относится к естественному закону, приписал к этим словам апостола абсурдные и богохульственные сказки. Основываясь на изречении апостола, он пытается обосновать доктрину о перевоплощении, то есть учение о том, что душа переселяется из одного тела в другое. Он говорит следующее: «Апостол сказал: “Я жил, когда не было закона” (Рим. 7: 9), имея в виду, что перед тем, как воплотиться в это тело, он  жил в другом, которое неподвластно закону, например в теле животного или птицы». [3]

 

Фрагмент из первой книги Толкований Исидора (Clemens, Strom. VI 52,1 – 53,5; см. Валентин фр. D)

Если, следовательно, в катаклизме погибнет вся грешная плоть, и наказание осуществляется с целью исправления, то божья воля, будучи исправительной и действующей, спасает тех, кто обращается к ней. И тонкий элемент, душа, не подвергнется воздействию плотных вод, ведь тонкая и простая природа ей не подвластна, не даром она называется бестелесной. Если же она отяжелеет под тяжестью грехов, то будет унесена потоками вместе с “телесным духом”, который охотится за душой.  [3]

 

О прилипающих страстях и из книги Исидора о прилепившейся душе (Strom. II 113,3 – 114,1)

Последователи Василида считают страсти прилипающими [к душе]. Эти духи первыми пристают к разумной душе, в соответствии с изначальным беспорядком и смешением, а вокруг них и на их основании вырастают другие, иного рода, такие как духи “волка”, “обезьяны”, “льва” или “козла”. Каждый из них на свой манер вызывает в душе желания, свойственные этим животным.

Сын Василида Исидор говорит: «Силою разума следует бороться против низменных тварей, которые сидят в нас!»

***

Валентин в одном из писем говорит о прилепившихся [духах]: «Существует только одно благое существо (cр. Мф. 19: 17). Его свободная речь находит свое выражение в Сыне, и только через него одного может очиститься сердце, изгнав из себя всякого злого духа. Ведь множество духов, обитающих в сердце, засоряют его и каждый стремится совершить то, что ему свойственно, заставляя различными способами потакать недостойным желаниям. По-моему, сердце чувствует себя как постоялый двор, где полно щелей, грязи и навоза, поскольку тех, кто останавливаются там, нисколько не заботит то, что случится впоследствии с этим местом, им не принадлежащем. Как тот проходной двор, сердце полно нечистот и жилище многих демонов до тех пор, пока оно не почувствует эту заботу (провидения). Только после того, как Отец, единственное благое существо, посетит сердце, оно будет просвещено и наполнено светом. Благословен тот, кто имеет такое сердце, поскольку он узрит Бога». [3]

 

1.jpg

 

 

Ссылки


1. Василид – материал из Википедии – свободной энциклопедии
2. Глава III Гностицизм §5. Василид  // Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития [ pdf ]
3. Афонасин Е. В. Античный гностицизм и его критики на сайте [ classics.nsu.ru ]  
4. Критика воззрений Валентина и Василида на веру и свободу выбора // Строматы (перевод Е. Афонасина) – пресвитер Климент Александрийский [ azbyka.ru ] 
5. Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А – Д, с. 367-368.

Адрес:
mir-gnozis.ru |
сайт о духовном пути
Яндекс.Метрика ; Рейтинг@Mail.ru