Джофра Босхарт и его картины

Художник Johfra Bosschart (1919–1998) и его картины

 

1919-1998 Джофра Босхарт

 

О нём

Джофра Босхарт (Johfra Bosschart, 1919–1998) – голландский художник, творчество которого проникнуто живым чувствованием духовного мира и глубоким пониманием гностических идей. Его картины невозможно просматривать бегло. Они как будто «светятся» изнутри и очаровывают своими сюжетами, в каждом  из которых находит отражение духовный опыт автора.

Творчество Джофры открывает дверь в иные сферы, непостижимые, возвышенные и, в то же время, близкие каждой Душе. Оно доказывает, что искусство – один из способов поделиться собственным постижением Божественного Откровения.

Его работы можно условно разделить на несколько серий, каждая из которых полна высокой мистики и символизма. Джофра испытал сильное  влияние астрологии, каббалы, неоплатонизма, изучал герметизм, что легко заметить, знакомясь с его творчеством.Так, в серии «Зодиак» художник отразил духовные аспекты астрологии. Он обращался также и к мифическим сюжетам и образам, к различным легендам.

Но большинство картин Джофра писал, вдохновленный гностическим учением Духовной Школы Розенкрейца, учеником которой он был долгие годы.

Эти работы иносказательно, в художественной форме рассказывают о великих мистериях, через которые проходят ученики. Так, чудесный цветок, раскрывающийся среди каменистых гор, символизирует пробуждающуюся Душу (De wonderbloem ,1954), а рыцарь, направляющийся к замку Грааля, сияющему вдалеке неземным светом (Graalburcht met ridder, 1958) – образ человека, ищущего путь к Духу, как и тянущаяся к Свету Светов Пистис София («Pistis Sophia», 1959).

Каждая картина, написанная для Lectorium Rosicrucianum, достойна внимательного изучения. В них нет ни одной лишней детали: все важно и символично. В этом можно убедиться, рассматривая, например, триптих «Unio Mystica» (1973). Картину «Гермес Трисмегист» («Hermes Trismegistos», 1972) можно назвать «иллюстрацией» процесса трансфигурации. Не менее интересно изображение «Жены Апокалипсиса» («De apocalyptische vrouw en het beest», 1961), возносящей новорожденного божественного младенца, спасенного от олицетворяющего земной мир Дракона, в Царствие Небесное – это образ рождения Света в человеческом сердце, почерпнутый художником из Откровения Иоанна Богослова.

Становится ясно, что основной мотив картин Джофры в период его ученичества в Школе Розенкрейца – освобождение Души из материального мира и ее возвращение в Небесный Дом. Мы видим, как из гробницы диалектики восстает Изначальный Сын Божий - «Сын змей» («Zoon der slangen», 1955), как перед нами предстает возносящийся к Свету бывший узник материи, ныне же он – Воскресший («Resurrection», 1988). Новый Человек оставляет своё старое природное тело, и Его встречают сонмы братьев и сестер («Crossing over», 1989), в то время как внизу, в материи, еще пребывают люди, чье восхождение к Свету еще впереди («Assault», 1973).

Джофра – автор иллюстраций к «Алхимической свадьбе Христиана Розенкрейца» («Alchemische bruiloft C.R.C.» , 1968) – известному розенкрейцеровскому манифесту Валентина Андреэ. В 2015 году эта книга, с комментариями Яна ван Рэйкенборга, была издана на русском языке, иллюстрации Джофры в ней сохранены. [3]

 

картина Аквариус голландского художника Джофры Босхарта

Картина "Аквариус" голландского художника Джофры Босхарта

 

Картины из книг «Египетский Первоначальный Гнозис»


  • Из книг «Египетский Первоначальный Гнозис и его Зов в вечном настоящем, провозглашенный и заново объясненный на основании «Изумрудной Скрижали» и «Герметического свода» Гермеса Трисмегиста Яном ван Рэйкенборгом» [ подробнее ] 

 

Описание картины «Сын змей»

johfra_bosschart_syn_zmej.jpg  

При жизни он сделал себя гробницей.

Сын восстает из могилы диалектической природы, облаченный в Золотые Брачные одежды новой Души. Он – это новый Меркурий, Трижды Величайший Гермес. Его голова украшена чудесным золотым цветком новой мыслительной способности. В его руках – огненные змеи обновленного спинального флюида в их позитивном и негативном аспектах.

Пять точек соприкосновения новой Души с трансфигурированной личностью сияют, словно розы. Сын нашел своего Пэмандра. И потому, будучи един с Гнозисом, он восходит от славы к славе, оставляя за собой кости мертвецов – свидетельства многих неудавшихся попыток найти выход из пустыни диалектики, которые предпринимались в прошлом. [1]

 

Описание картины «Прародительница»

johfra_bosschart_praroditelnica.jpg

Иллюстрация изображает Мать Мира, или Прародительницу, восседающую среди созвездий и окруженную ореолом, имеющим форму пятиконечной звезды. Она находится в процессе восприятия Огня Отца, Огня Семеричного Духа.

Ее голова и сердце, находящиеся в гармоничном взаимодействии, озаряются астральным светом, чтобы в ее чреве зародился источник Живой Воды, Вечный Поток.

Так, силою семени Отца с помощью Матери Божественное сыновство становится живой реальностью. Силою Матери замысел творения, исходящий от Отца, воплощается в жизнь.

В начале было Слово, И Слово было у Бога, И Слово было Бог… И Свет во тьме светит. [1]

 

Описание картины «Врата Сатурна»

johfra_bosschart_vrata_saturna.jpg

Сатурн управляет материей и является причиной всех процессов кристаллизации. В этой ипостаси он выступает как препятствующая, разрушающая и ведущая к упадку сила.

Задачей Сатурна является также разоблачение всех человеческих поступков. Поэтому иногда его изображают как иерофанта смерти – в облике человека с серпом и песочными часами. В критический для каждого человека момент Сатурн выставляет в истинном, беспощадном свете все ценности диалектического, сатанинского человека, все результаты его своекорыстия и безудержных страстей низшей природы. Сатурн – это Кронос, Отец Времени, повелевающий: «До этого предела и ни шагу дальше».

Но Сатурн также является и дающим посвящение. Идущие по пути обновления жизни, чтобы вновь начать жить в гармонии с великим, универсальным законом Жизни, встречаются с Сатурном в другой его ипостаси: им он раскрывает всё, ставшее обновленным, – все непреходящие ценности, хранящиеся в глубинах души. Будучи посланником смерти в диалектической природе, здесь Сатурн становится глашатаем воскресшего, бессмертного Человека.

Первое издание этого тома вышло в 1962 году, в год Сатурна, когда человечество оказалось поставленным перед необходимостью однозначного выбора: либо следовать по пути старого Сатурна, ведущего к дальнейшему перемалыванию в жерновах диалектики и к смерти, либо с помощью световых сил Универсального Гнозиса пойти по пути освобождения, который ведет через Врата Сатурна к новой Жизни в Золотой Град – Новый Иерусалим. [1]

 

Описание картины «Жена, облеченная в Солнце»

johfra_bosschart_zhena_oblechennaya_v_solnce.jpg

Над землею навис семиглавый дракон с десятью рогами – «древний змий», как он назван в Откровении святого Иоанна. Хвост его «увлекает третью часть звезд с неба и повергает их на землю». Его перепончатые крылья усеяны глазами. Этот дракон владычествует над землей.

Над ним, опираясь ногами на Луну и попирая змею, стоит «жена, облеченная в солнце». Над ее головой – венец из двенадцати звезд. Она символизирует Братство, вынужденное «бежать в пустыню» вместе с младенцем – молодым Гнозисом, новым звеном в золотой цепи Братства, чтобы спасти это дитя от дракона. «Жена, облеченная в солнце» передает младенца в руки Отца-Вседержителя, отдает короне, всевидящему оку, протягивающему к младенцу руки из-за завесы Всебытия.

Справа от «жены, облеченной в солнце» находится Прародитель. Он символизирует Божественный созидательный импульс, излучающий силу. В руке он держит зодиак в форме кольца. Вокруг кольца двенадцать раз обвился змей, кусающий себя за хвост. Другой рукой Прародитель указывает на Прародительницу; в нее он изливает свою силу. Прародительница принимает эту силу, отчего ее руки сложены в виде чаши. Прародительница символизирует силу сопротивления; она – это Сатурн, время, ограничение, вот почему ее голову венчают песочные часы. Одеяние Прародителя и Прародительницы образует завесу, сквозь которую прорывается Солнце – центральный принцип Христа: Никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Поэтому и младенца возносят из сферы Солнца в высшие сферы. В Отце-Вседержителе мы находим символ ян и инь, символ полного единства, круг: Солнце посылает свои лучи во Всебытие.

Для ученика-гностика прямой путь ведет через арку (жизненное поле человечества), расположенную в центре, через Душу – к Христу. Там происходит соединение с Отцом-Вседержителем, поскольку видевший Меня видел Отца. Полное слияние с Отцом-Вседержителем знаменует собой освобождение от оков материи. [1]

 

Ссылки


1. Из книг «Египетский Первоначальный Гнозис и его Зов в вечном настоящем, провозглашенный и заново объясненный на основании «Изумрудной Скрижали» и «Герметического свода» Гермеса Трисмегиста Яном ван Рэйкенборгом» [подробнее]
2. Официальный виртуальный музей, посвященный художнику Джофра Босхарт (Johfra Bosschart, 1919–1998)
3. Мистический зодиак от Джофра Босхарта с сайта carljung.ru
Адрес:
mir-gnozis.ru |
сайт о духовном пути
Яндекс.Метрика ; Рейтинг@Mail.ru